"Старые привычки в Кремле не исчезли, хотя и здесь они сохраняются", - заявил Эдуард Шеварнадзе (Edvard Shevardnadze), президент Грузии и последний министр иностранных дел бывшего Советского Союза, во время встречи с европейскими журналистами в рамках учений сил НАТО, проводившихся на прошлой неделе на побережье Черного моря, в которых в первый раз принимала участие эта маленькая бывшая республика Советского Союза, с населением чуть более пяти миллионов человек.
Грузия приковывает к себе международное внимание, благодаря своему геостратегическому положению между странами Кавказского региона и Центральной Азией, а также, благодаря тому, что через нее осуществляется перегонка нефти и газа из Каспийского моря на Запад. Поэтому неудивительно, что учения НАТО вызвали серьезное раздражение в Москве.
"Приведите мне хотя бы один пример из истории, когда в империи наступил бы упадок и, при этом, она не старалась бы хоть на некоторое время вернуть утраченное влияние", - говорит Шеварнадзе, которому в этом году исполнится 73 года. Он дважды пережил покушения и дважды избирался президентом, последний раз в апреле 2000 года. Сейчас уровень его поддержки в республике резко упал, по причине тяжелой экономической ситуации (две трети населения живет за чертой бедности) и коррупции. "Ситуация катастрофическая", - признает он, добавляя, что к ней привели также финансовый кризис в России и засуха.
Россия не слишком стремится улучшить отношения. Она не уступает в переговорах по вопросу о выводе четырех российских военных баз, содействует сепаратистским движениям в Абхазии и Южной Осетии и, время от времени, сокращала поставки газа этой зимой. Также не наблюдается особой взаимной симпатии в отношениях между бывшим сотрудником Михаила Горбачева (Mijail Gorbachov) и нынешним кремлевским лидером Владимиром Путиным (Vladimir Putin), который обвиняет правительство Шеварнадзе в том, что оно позволяет повстанцам использовать Грузию в качестве плацдарма для своих атак.
Шеварнадзе называет это обвинение абсурдным: "Я пытался объяснить Путину, что в моей стране есть мирные чеченцы, которые симпатизируют повстанцам. Он просил меня разрешить ввести войска. Я ответил, что, в таком случае, ситуация может серьезно ухудшиться, так как спровоцирует эскалацию боевых действий. Кроме того, какая логика может быть в том, что суверенное государство позволит ему ввести войска, чтобы схватить и наказать предполагаемых террористов?".
Грузия объявила о своем желании войти в состав НАТО. В прошлом году Шеварнадзе заявил, что необходимо добиться вступления в НАТО в 2005 году. Сейчас он предпочитает не называть точную дату. "Членство в НАТО - это все еще отдаленная перспектива. Нам бы хотелось ускорить этот процесс, хотя мы понимаем, что на практике - это невозможно". Его пресс-секретарь пояснил точку зрения Шеварнадзе: "интеграция в Европу является приоритетом для Грузии. Неважно, куда станет возможным вступить раньше: в НАТО или в ЕС". Некоторые аналитики полагают, что подобные заявления Шеварнадзе делает из осторожности, чтобы не обострять еще больше отношения с Москвой.
В отношении системы противоракетной обороны, в которую США хотят вовлечь также европейцев и русских, Шеварнадзе не сомневается: "Я всегда был ревностным приверженцем договоров по ПРО и СНВ - 1, СНВ - 2. В семидесятые годы только две страны обладали ядерным оружием. Теперь существует реальная угроза его распространения. Считаю, что создание подобной системы не принесет вреда никому, и, я убежден, что план Буша (Bush) будет находить все больше и больше сторонников".