Наша общественность , как правило, поляризирована в своем отношении к России: одна ее часть говорит, что мы должны договориться, а другая часть категорически исключает переговоры и называет вышеназванных агентами Кремля. При этом в стороне остается самое главное: за счет чего мы должны договориться и почему мы не должны договариваться? Где проходит грань уступчивости и что мы можем выиграть или проиграть в этом процессе? Исходя из того, что лидер народно-православного движения медиамагнат Малхаз Гулашвили знаком с мнением российских политологов ( он ведет активный диалог с российской общественной палатой, и наше правительство до сих пор не может переварить его встречу с Дмитрием Медведевым), мы постарались разъяснить эти вопросы именно с ним.
- Бтоно Малхаз, чего ожидает от нас Россия?
- Правительство Грузии является продуктом политики Эдуарда Шеварднадзе, просто с приходом к власти Саакашвили эта политика была ужесточена. Если мы скажем приблизительно, это американская неоконсервативная политика, которую проводили Рейган и Буш – младший, остатки которой еще остались в американской политике в лице Мак Кейна. Мишенью удара является Россия. Для них Россия является символом зла, они борятся с этой « империей зла», и апогеем этой борьбы стало 8 августа 2008 года. Это было однозначно противостояние Америки и Росиии, а не противостоянием между грузинами и осетинами, нас просто-напросто использовали.
- Точнее сказать, мы дали себя использовать...
- Конечно, ведь это могли сделать и в Армении и в Азербаиджане, то есть вследствие нашей бестолковой политики мы получили потерянные территории, убитых людей, беженцев, исступленную мысль о том, что нам нужно в НАТО. Но народ должен понять, у России есть такие рычаги в лице Германии, Франции и той же Италии. Пока в Италии будет Берлускони, нас в НАТО не примут.В последнее время изменились отношения между Турцией и Россией, и я боюсь, что и Турция наложит вето на вхождение в НАТО Грузии. Этого уже достаточно для того, чтобы надолго попрощаться с той мечтой о членстве НАТО. Кроме того, существующий в мире кризис, в котором Америка принимала активное участие, вызвал усиление антиамериканского настоения. Под этим подразумевается Афганистан, Ирак, страны Евросоюза, не говоря уж о странах Южной Америки, которые, фактически, превратились в страны антиамериканского направления. А в этих условиях Грузия, у которой есть только геополитическое расположение, была намеренно превращена в полигон противостояния за сферы влияния между Россией и Америкой на Кавказе. Для нас это закончилось трагедией. Теперь нам важно по-новому продумать положение — так, чтобы, в первую очередь, были учтены государственные интересы Грузии. Я имею в виду концепцию кавказского государства, которая актуальна и по сей день, так как Грузия всегда была и будет центральным игроком на Кавказе. Наше несчастье заключается именно в том, что мы сознательно отказались от этого.
- Идею общекавказского дома, которая была у Звиада Гамсахурдия, Россия восприняла как антироссийскую идею, так почему же сейчас она воспримет ее как приемлемую?
- Существуют две идеи кавказского единства: во-первых, северный Кавказ является составляющей Кавказа и, во-вторых, мы должны подписать пакт о стабильности на южном Кавказе и сотрудничать с Россией, Турцией и Ираном. Если мы включимся в те процессы, которые происходлят на Северном Кавказе, это нас уничтожит и сровняет с землей. Гамсахурдия не допускал никакой ошибки до того, как он начал работать над признанием независимости Татарстана, не наладил контакты с чеченцами, именно это вогнало страну в коллапс. В первую очередь была задействована технология теоретической потери цхинвальского региона, во времена Шеварднадзе – технология потери Абхазии, а Саакашвили умудрился потерять оба этих региона! Государственный департамент США неделю назад сделал заявление - «нам не нужно, чтобы Грузия и Литва объясняла нам, что представляет из себя Россия». Они в курсе того, что представляет из себя Россия, но почему мы даем им право вредить своей стране? К тому же, это не входило в интересы государственного департамента Америки, это входило в интересы консерваторов, которые желали избрания Маккейна. Вы прекрасно знаете, что эта война произошла в рамках американской предвыборной компании с учетом интересов определенного политического крыла и это уже доказано: Маккейн один-единственный раз опередил Обаму на протяжении всех выборов, тогда, когда началась августовская война, и Маккейн подал голос. Было рассчитано, что русские возьмут Тбилиси и после этого Маккейн без разоворов станет президентом!
- В этом есть логика, но, если бы Россия взяла Тбилиси, что тогда получила бы Америка? Она потеряла бы свое влияние в этой точке Кавказа...
- Если бы Россия взяла Тбилиси, весь мир, все страны Евросоюза объединились бы против России, они вывели бы их из Тбилиси, что вызвало бы в России очень тяжелый процесс, и это было рассчитано на дезинтеграцию России и на ее внутренние беспорядки. Россия поддалась на эту провокацию, она была вынуждена на фоне тех эмоции признать независимость Абхазии и цхинвальского региона, и после этого она начала думать о том, что ей делать.
А за признанием независимости Абхазии и цхинвальского региона последовало волнение на всем кавказском регионе, то есть это была программа, рассчитаная на дезинтеграцию России. После того как Обама пришел к власти, он проводит очень взвешенную и полезную для Америки политику. Население Америки просчитало и постановило, что на население Америки деньги не тратятся, все деньги идут в Пентагон, на то, чтобы Америка осуществила функцию мирового жандарма, что происходит по старой инерции. Пентагон это старейшая и сильнейшая структура обороны, вокруг него создано множество частных структур, которые принимают государственные заказы, а также нефтянные и газовые корпорации, которые являются реальными сторонниками республиканской партии. Они стараются создать новые конфликтные очаги, чтобы испытать свое оружие, чтобы поднялись цены на нефть и газ, чтобы поднять свой бизнес. Естественно, что силы, которые контролируют эту ситуацию, не устраивают договоры между Америкой и Россией, но эти переговоры все же состоялись. Они договорились обо всем: Россия подыграла Америке, позволила ей перевезти через российские территории военные грузы в Ирак. Но после этого прибыл Байден и сделал совершенно противоположные заявления; то же самое сделал не так давно Маккейн. То, что сказал Маккейн, прямо противоположно официальным заявлениям государственного департамента Америки, так как целью Маккейна и этих «коршунов» является создание новых очагов противостояния. Сегодняшний режим в Грузии является опорой тех конкретных сил, а им нужны только горячие точки, чтобы оправдать финансирование Пентагона. В их задачи входит как можно больше очернить госбезопасность России, для того чтобы увеличить финансирование Пентагона, так как Обама начал урезать его финансирование. Я уверен, что именно по этой причине на Украине начнется серьезный кризис.
- Получается, что мы работаем на Пентагон?
- На Пентагон и американских « коршунов», которые были у власти при Буше.
- Ясно, что Америка и Россия - это два несчастья. Точно не знаю, что мы требовали от Америки, но догадываюсь, что получили, по-моему то же самое, что и от Тотлебена. Насколько я догадываюсь, Россия рассматривает вопрос о том, что Грузия должна остаться в едином российском пространстве? Это приемлемая форма?
- Для нас не имеет значения, что рассматривают Америка и Россия.
- Как это, не имеет значения?
- Не имеет, но это все же надо учитывать. Моя позиция - это нейтралитет Кавказа. Мы видим, что созданы серьезные центры мировой геополитики: Евросоюз, который уже должен выбрать президента, министра иностранных дел, у него должны быть собственные вооруженные силы. Китай, Индия, у которых серьезные претензии по отношению к мировым геополитическим играм; Бразилия, которая считается экономически растущей страной; конечно же Россия и Америка, а для нас, добавочно, Иран и Турция. Поэтому мы должны создать новый совет безопасности в масштабах Кавказа, когда все эти игроки сядут за стол переговоров в Тбилиси и рассмотрят проблемы Кавказа. Со статусом наблюдателей должны быть привлечены абхазы и осетины. Вот такая формула. А на сегодняшний день у нас проблемы со всеми нашими соседями, теперь уже и с Украиной.Сегодня со мной связались мои армянские и азербаиджанские друзья, что, мол, с вами, с грузинами, почему вы со всеми воюете?! У русских имеются свои задачи: не допустить усиления влияния Америки на Кавказе, но Россия видит, что деятельность правительства Грузии направлена против нее, и она, естественно, становится агрессивной, со всеми вытекающими последствиями.
- Исходя из их разговоров, у меня создается впечатление, что в один прекрасный день они решат, что здесь вообще не должно быть государства...
- Это решать ни России и не Америке. Россия скоро убедится, что у нее не может быть на этом пространстве союзника, кроме Грузии; Она скоро поймет, что многое должна вернуть Грузии, так, чтобы не потерять своего лица. Я в этом уверен так же, как сейчас вижу вас, но это не значит, что мы должны гнуть пророссийскую политику. Конечно же, Россия играет свою геополитическую игру, но зачем же ты помогаешь ей в том, чтобы она проводила свои геополитические интересы?!
- Я думаю, что Россия не повторит той «ошибки», которую она допустила в 1921 году, так как создание Грузинской советской социалистической республики, как они сами говорят, дорого им обошлось: именно на Грузию сваливают распд Советского Союза. Поэтому геополитическим интересом России является то, чтобы Грузия была очень слабой и, по сравнению с прошлыми годами, маленькой страной?
- Я могу сказать вам с полной уверенностью, что в тех дебатах, в которых я участвовал с российскими политологами, политиками, журналистами, влиятельными государственными деятелями, я чувствовал такой подход: пусть Грузия разбирается, какую страну она строит. По-моему, мы должны создать солидарное государство, где путь будет открыт для представителей всех национальностей и где благополучие человека будет главной ценностью. Вы же видите, что кризис не затронул скандинавские страны, потому, что экономика поставлена правильно. Поэтому, мы должны проводить прагматичную политику, мы должны связать нашу политику с экономикой, а не наоборот, мы должны заботиться об интересах народа, и не так, чтобы эти интересы продать за 4 миллиарда долларов. А у нас, в реальности, уничтожено сельское хозяйство, а ведь именно с него начинается строительство экономики. Наш министр сельского хозяйства говорит, что привезли петухов, кур, коров. Например, Назарбаев говорит, что его интересует в первую очередь экономика, а потом политика. Казахстан вместе с Россией и Белоруссией объявил таможенный союз, потому что он видит, что это выигрышно для его экономики и играет в свою игру! Остались только Грузия и Пентагон, остальные между собой сотрудничают, в том числе Россия и Америка. На прошлой неделе Кабул одновременно атаковали Аль-Каида и талибы: произошло четыре страшных теракта. Это не случайно, что некоторое время назад Росия закрыла воздушный путь Америке, почему?
- Понятно почему. Чтобы не вмешивалась в украинские выборы?
- Как видно, события в Украине станут лакмусовой бумажкой для всего мира: останется та геополитическая конфигурация, которая установилась во времена Буша. Россию меньше всего интересует включение Грузии в эту тему. Но Россию интересует вхождение в вышеупомянутый союз Украины. Если изберут Януковича, Украина присоединится к таможенному союзу, и это будет уже сильным политическим союзом.
- А Тимошенко присоединится к этому союзу?
- Во втором туре борьба будет максимально тяжелой. По моим прогнозам, у Януковича будет 7% преимущество, за чем последует попытка революции со стороны Тимошенко, но это, в конечном итоге, зависит от того, какие позиции будут у международных организаций. Если Россия путем перекрытия воздушного пути нейтрализует Америку, президентом станет Янукович, несмотря на то, что силы перемешались.
Я собираюсь поехать к Януковичу и сказать, что грузинский народ тут не при чем, там находился актив « националов», « зондеры» и представители силовых структур. У меня вопрос к нашему правительству: кто профинансировал этих людей?
- У меня есть еще вопрос: если у нас было столько здоровых, тренированных мужчин, где они были в августе 2008 года?
- Ну, конечно! Давайте посчитаем, во сколько обошлась их перевозка на Украину. 2 600 человек : 300 евро стоит авиабилет на Украину туда – обратно. Значит на это было потрачено 780 000 евро; они четыре дня находились на Украине, посчитаем гостиницу: 100 долларов, столько же на еду и карманные деньги. Получается, каждому из них понадобилось 800 долларов в день. Умножим это число на 2 600, получаем 2 миллиона 80 тысяч долларов. Значит в общем зачете было потрачено три миллиона долларов. Из чьего кармана взяли эти деньги и что получила от этого Грузия?! То, что возможно, Украина объявит нам визовый режим и вышвырнет с рынка грузинскую продукцию, а кто будет отвечать за это?
- Реальны ли разговоры о возврате на российский рынок грузинской продукции?
- Мы сотрудничаем с общественной палатой России, результатом является возобновление воздушного сообщения; если не произойдет новой катастрофы и не начнется следующая война, российский рынок откроется для грузинской продукции, но правительство Грузии, почему-то не торопится. Мы делаем грузинское дело, а не дело Пентагона и министерства обороны России. Поэтому, чем все сваливать на Россию, лучше использовать этот наш рессурс. Между прочим, в ближайшее время мы собираемся поехать в Сухуми с очень оригинальными и конструктивными идеями, и наконец, я хочу сказать, что министром иностранных дел Абхазии может стать мой старый друг Максим Гвинжия. Вместе с тем мы с общественной палатой создали общую комиссию. С российской стороны ее членами являются Максим Шевченко, с абхазской – Натела Акаба, с осетинской – Коста Дзугаев. Мы собираемся осуществить множество проектов, как в гуманитарной, так и в культурной и экономической сфере. Также мы создали народно-православное движение, членами которого являются много знаменитых лиц нашего общества. Целью движения является строительство государства, основанного на православных ценностях и защита принципов конкордата.