В Грузии активно комментируют громкий скандал вокруг Сергея Удальцова, одним из фигурантов которого стал председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе. Мнения местных экспертов разошлись. Одни считают, что действия Таргамадзе по «экспорту бархатных революций» в постсоветские страны были частью стратегии грузинских властей, а по мнению других, феномен Таргамадзе требует более тщательного анализа с медицинской точки зрения.
Один из ближайших соратников премьер-министра Грузии, Бидзины Иванишвили, министр исполнения наказаний и пробации Созар Субари сказал в интервью журналистам, что новые власти страны намерены провести собственное расследование причастности бывшего председателя парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе к делу Сергея Удальцова.
Сам Гиви Таргамадзе категорически отрицает, что на скандальном видео, снятом скрытой камерой, запечатлён именно он. Впрочем, Таргамадзе сделал и ряд других заявлений, свидетельствующих о том, что он активно интересуется судьбой Сергея Удальцова. В частности, по его словам, «Путинский режим делает всё, чтобы арестовать Удальцова. Одного из его соратников, арестованного в Киеве, обработали с тем, чтобы получить компромат на Удальцова и других оппозиционных лидеров».
Таргамадзе заявляет, что с удовольствием будет делиться с российской оппозицией своим опытом организации мирных революций, поскольку после поражения на парламентских выборах 1 октября в Грузии пропрезидентской партии «Единое национальное движение» он, также как Удальцов, является оппозиционером.
То, что у Гиви Таргамадзе действительно огромный опыт участия в т.н. «бархатных революциях», не вызывает сомнений. Он был одним из ближайших соратников президента Саакашвили по «революции роз» 2003 года.
Затем он и его соратники по неправительственной организации «Институт свободы» участвовали в оранжевой революции в Украине и событиях в Бишкеке во время свержения президента Акаева. Тогда Михаил Саакашвили похвалил Таргамадзе, сказав, что активисты «Института свободы» перешли из Казахстана в Киргизстан на ишаках, поскольку их не выпустили из Бишкекского аэропорта.
Гиви Таргамадзе с особым пристрастием занимался Белоруссией. Известно, что он активно контактировал с представителями белорусской оппозиции. После подавления оппозиционных выступлений в Минске, спецслужбы перехватили телефонный разговор Таргамадзе с дипломатом одной из восточноевропейских стран, в ходе которого председатель парламентского комитета по обороне и безопасности предлагал убить лидера белорусской оппозиции за то, что тот не уловил момент, когда можно было двинуть массы на штурм резиденции многолетнего правителя Белоруссии.
Затем была снова Украина: по просьбе Юлии Тимошенко «десант» Гиви Таргамадзе высадился в Донецке для наблюдения за выборами, но местные власти изгнали из города всех «непрошенных гостей». Некоторых из них даже избили, и Таргамадзе в сердцах угрожал в телефонном разговоре «поднять Донецк на воздух». Этот разговор тоже попал в эфир.
Независимый эксперт Георгий Хухашвили сказал в интервью RFI, что авантюризм Гиви Таргамадзе вызывает вопросы, далёкие от политики и больше связанные с медициной.
«На самом деле это не первый скандал, связанный с Таргамадзе. Мы помним скандал в ходе выборов на Украине, когда он высадил «десант» т.н. «грузинских наблюдателей». Кроме того, мы помним, как он «заказывал» лидера белорусской оппозиции Милинкевича, пытаясь разыграть белорусскую карту. Настолько всё делалось грубо и непрофессионально, что у меня создаётся чёткое впечатление: он просто человек больной. А когда больной человек также является председателем комитета парламента по обороне и безопасности, это, конечно же, наносит большой вред. Вопрос стоит так: где, в какой стране его в итоге будут судить – на родине или в какой-либо другой? Или где будут лечить?» .
Но это не единственная оценка фигуры Таргамадзе. По мнению некоторых аналитиков, Гиви абсолютно искренне верит, что его призвание – освободить братские народы от постсоветского гнёта.