Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Французские корни грузинской политики

У нового премьера этой кавказской республики есть французское гражданство, как, впрочем, и у многих представителей прошлой правительственной команды.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузия стала провинцией Франции? У нового премьер-министра этой кавказской республики Бидзины Иванишвили -… французский паспорт. В то же время президента страны, который прекрасно владеет французским и всегда придерживался проамериканских позиций, консультирует сын философа Андре Глюксманна. А одна из бывших министров иностранных дел страны до своего назначения была послом Франции в Тбилиси.

Грузия стала провинцией Франции? Дело в том, что у нового премьер-министра этой кавказской республики Бидзины Иванишвили -… французский паспорт. Этот оппозиционер, которого представляют пророссийским политиком, недавно одержал победу над лагерем главы государства Михаила Саакашвили на парламентских выборах. В то же время президента страны, который прекрасно владеет французским и всегда придерживался проамериканских позиций, консультирует сын философа Андре Глюксманна (André Glucksmann). А одна из бывших министров иностранных дел страны до своего назначения была послом Франции в Тбилиси.

Победитель недавних парламентских выборов Бидзина Иванишвили – 56-летний миллиардер, получивший французское гражданство в 2010 году. Он родился в советской Грузии и учился в Москве, где сколотил свое состояние после распада СССР и выдачи ему российского паспорта. В 1990-х годах он шесть лет прожил недалеко от Парижа вместе с женой Екатериной (она - тоже грузинка). Там родились их четверо детей, и его супруге предоставили гражданство. Сам же он в 2004 году вернулся в Грузию. Для того, чтобы его дети смогли продолжить учебу в Тбилиси, он профинансировал строительство французской школы (190 учеников 25 национальностей). При виде такой щедрости посол Франции предложил ему подать прошение о предоставлении гражданства.

Читайте также: «Грузинская мечта» сепаратистов


Его противник Михаил Саакашвили тоже прекрасно владеет языком Мольера. Что это, простое совпадение? Скорее еще одно проявление франко-грузинского тропизма: в политических кругах этой кавказской республики насчитывается немало французов и тех, кто знает французский язык.

Все началось в 2004 году с назначения на пост министра иностранных дел Саломе Зурабишвили, которая в тот момент была послом Франции в Тбилиси. Эта внучка «белых» грузинских иммигрантов во Франции и двоюродная сестра историка Элен Каррер д’Анкосс (Hélène Carrère d'Encausse, урожденная Зурабишвили) с энтузиазмом согласилась оставить французский МИД и послужить стране своих предков с благословения президента Ширака, который надеялся тем самым создать противовес американофилии президента Саакашвили. Тем не менее, взаимопонимание между француженкой (ей предоставили грузинское гражданство президентским указом) и главой государства оказалось недолгим. Год спустя Саломе Зурабишвили перешла в оппозицию и сформировала собственную партию. Сегодня она находится в Нью-Йорке и занимается координацией работы группы независимых экспертов, которые следят за применением санкций против Ирана по указанию Совета безопасности Организации объединенных наций.


Новый эпизод этих французских связей относится к 2008 году. После прошедшей тем летом российско-грузинской войны на сцену вышел Рафаэль Глюксманн (Raphaël Glucksmann), сын знаменитого философа-неоконсерватора. Этот молодой журналист придерживался схожих с президентом политических взглядов: он написал в соавторстве с ним книгу «Я говорю вам о свободе» (Je vous parle de liberté) и заявляет, что служит посредником в переговорах с Елисейским дворцом. Более того, он даже женился на Эке Згуладзе, которая стала министром внутренних дел Саакашвили!

Также по теме: Россия рано радуется победе «Грузинской мечты»

Рафаэль Глюксманн, по всей видимости, очень близок к власти. «Он так и не захотел встретиться с единственной "француженкой" в грузинской оппозиции – говорит Саломе Зурабишвили. – И раз он женат на той, кто была заместителем министра, а затем и министром внутренних дел, действительно ли ему ничего не было известно обо всех полицейских эксцессах, пытках в тюрьмах и плачевной ситуации с правами человека в стране?» Сам же он говорит, что убежден в «европейской судьбе» Грузии, и утверждает, что пытался продвигать демократию в государстве «на всех уровнях».

В любом случае, ему удалось убедить в этом Бернара Кушнера (Bernard Kouchner), который написал в Libération целую статью, обвинив француза-Иванишвили в том, что он подрывает «политический процесс и созданные после демократической революции институты». В Грузии француз идет против француза.