Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Премьер Иванишвили о «сосуществовании» с президентом Саакашвили

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Победившая на парламентских выборах «Грузинская мечта» собирается выступить с инициативой, чтобы новая Конституция, которая предусматривает переход на парламентскую модель управления, вошла бы в силу раньше, а не после президентских выборов 2013 года.

Победившая на парламентских выборах «Грузинская мечта» собирается выступить с инициативой, чтобы новая Конституция, которая предусматривает переход на парламентскую модель управления, вошла бы в силу раньше, а не после президентских выборов 2013 года, заявил премьер-министр Бидзина Иванишвили, говоря о политическом сосуществовании с президентом Саакашвили.

На проведенной в статусе премьер-министра первой расширенной пресс-конференции 22 ноября Иванишвили заявил, что после победы на прошедших 1 октября парламентских выборах его коалиции «было бы логичным», чтобы президент Саакашвили «как можно скорее подчинился бы новой Конституции».

Принятые осенью 2010 года новые конституционные положения, которые по состоянию на сегодняшний день, должны войти в силу после принесения присяги новоизбранным президентом в октябре 2013 года, предусматривает существенное расширение роли премьер-министра за счет сокращения полномочий президента. В настоящее время президент пользуется широкими конституционными полномочиями.

По заявлению Иванишвили, в результате процесса публичных консультаций «мы пытаемся и у нас будут попытки, чтобы убедить грузинское общество и иностранцев», чтобы конституционные изменения «вошли в силу не после 2013 года, а чтобы вошли в силу раньше, когда удастся осуществить эти конституционные изменения».

«Грузинская мечта» представлена в Парламенте 83 депутатами и у нее нет конституционного большинства – минимум, 100 голосов, которые необходимы для внесения изменений в Конституцию.

«С моего взгляда, будет больше голосов, чем необходимо для того, чтобы осуществить эти изменения», - заявил Иванишвили.

Пока не ясно, о каких изменениях идет точно речь, о тех которые были приняты в 2010 году или в них будут внесены дополнительные изменения.

По заявлению премьер-министра, Михаила Саакашвили, как президента, «мы должны сохранить», но «с новыми правами и обязанностями».

«(Президентские) выборы оставим вновь на октябрь 2013 года», - заявил он и добавил, что вопросы в связи со сроками выборов «совершенно логичны».

Президент Саакашвили на второй пятилетний срок был избран на досрочных президентских выборах 5 января 2008 года. Пять лет нахождения на посту президента у него истекают в январе 2013 года. Однако, из-за записи в Конституции, которая в качестве даты проведения очередных президентских выборов определяет октябрь месяц календарного года истечения президентских полномочий, окончательный срок президентских полномочий Михаила Саакашвили увеличивается, примерно, на 8 месяцев.

«У президента есть пятилетний срок и почему назначили выборы на октябрь, существует такой вопрос, но… поскольку это может порождать определенные недоразумения, особенно, со стороны нашего международного содружества, не будем касаться этого вопроса», - заявил Иванишвили.

У международного сообщества, по его словам, «была очень плохая реакция» и «я хорошо понимаю все это», когда он еще год назад и в дальнейшем в своих нескольких выступлениях сделал акцент на возможном импичменте Саакашвили.

«Исходя из этого, политически и со стороны нашей партии, и с моей стороны импичмент не будет выдвигаться», - заявил Иванишвили, однако там же подчеркнуло, что «правовым образом процессы проходят и никого не должно удивлять, если этот процесс настанет. Но политически постановки этого вопроса не будет».

По Конституции Грузии, президент страны неприкосновенен, однако, в случае нарушения Конституции, государственной измене или в случае совершения иного уголовного преступления Парламент может отправить первое лицо страны в отставку, если нарушение Конституции будет подтверждено решением Конституционного суда; а признаки государственной измены или иного уголовного преступления – по решению Верховного суда.

На заданный вопрос на пресс-конференции от телекомпании «Девятый канал», не будет ли поставлен вопрос об уголовной ответственности высокодолжностных лиц и президента Саакашвили в результате следствия, Иванишвили ответил: «неограниченные аресты и арест президента не являются моим желанием».

Он еще раз вспомнил о том совете, которым он призвал Саакашвили к отставке, однако вскоре взял обратно свои слова.

«Когда я встретился с Саакашвили, я сказал ему, выходит, принеси извинения и уйди в отставку. Я посоветовал, и не выдвигал ультиматума, потом как они сами перевели это», - заявил Иванишвили.

«Выход тут только в одном, чтобы они убедили общество, что почувствовали и ощущают те преступления, которые совершили», - отметил он.

Премьер-министр заявил, что «когабитация» с президентом, к чему призывает международное сообщество, будет проходить «в рамках закона и справедливости», а не «сделками за спиной общества».

«Не так, как эти пытаются, чтобы мы не трогали преступников и любого преступника они обязательно будут оформлять, как политическое преследование, и взамен, они под чем-то поставят свою подпись, что президент присвоил по неопределенным причинам, и, да, пусть будет это, мы не касаемся этого», - заявил Иванишвили.

В этом контексте премьер-министр также заявил, что чрез 1-2 недели продолжатся те встречи, которые начались после октябрьских выборов с целью передачи власти. Группой Национального движения на этих встречах, по его словам, вновь представляет секретарь Совета национального движения Гига Бокерия.

Иванишвили, который не исключил возможность еще одной встречи с президентом Саакашвили в случае необходимости, заявил, что сотрудничество должно проходить «прозрачно» и «общество должно знать, о чем мы говорим и о чем мы заключаем соглашение».

По его словам, в формате этих «рабочих групп» «можно скоординировать малые вопросы», а «не то, чтобы там согласовывать снова с Бокерия, кого будет ловить прокурор и кого нет».

«За спиной общества сделок не будет», - заявил он и подчеркнул, что не происходит так, как при прежних властях, чтобы «я диктовал Прокуратуре, кого нужно поймать, и кого нет».

«Именно их поведение увеличивает очереди у Прокуратуры, - заявил Иванишвили в адрес оппонентов, которым напомнил, что «ключи находятся в их руках», и посоветовал сменить «агрессивную, насильственную и лживую» риторику.

«Хотя бы сегодня пусть скажут, что в чем-то они ошиблись», - заявил он.

В противном случае, по словам Иванишвили, он, как один из граждан, не видит политической перспективы Национального движения Саакашвили.

«Я не вижу никакой перспективы этой партии, поскольку она очень скомпрометировала себя», - заявил Иванишвили и еще раз повторил, что если эта партия не сменить политический «подчерк», на свободных выборах у нее будет мало шансов.

Премьер-министр также не исключил такой вариант, чтобы парламентские выборы были бы проведены заново, если этого потребует Национальное движение.

Реакция Национального движения

Бывший премьер-министр, генеральный секретарь Национального движении Вано Мерабишвили оценил заявления премьер-министра Иванишвили, как «преследование и шантаж оппозиции».

По его словам, Национальное движение не собирается менять свою риторику и вместо этого призывает Иванишвили, самому сделать это.

«Национальное движение само решит, какую риторику вести и какие заявления делать, - заявил Мерабишвили на специальном брифинге 22 ноября. - Оно вновь будет критиковать эту власть, ежеминутно будет напоминать властям, что у них есть обязательства перед грузинским народом. В случае невыполнения любого обязательства, в случае любого политического преследования, нарушения закона, оно (ЕНД) будет критиковать и не сменит риторики».

«Я советую господину Бидзине Иванишвили, чтобы он сам сменил риторику и был бы избранным народом руководителем страны, и не наносил имиджу Грузии большого ущерба», - отметил он.

По словам Мерабишвили, если премьер-министр желает ослабить оппозицию, он «в первую очередь должен выполнить те обещания, которые взял перед грузинским народом».