Одно из наиболее ярких проявлений советского наследия в Белоруссии - отношение власти к народу, уверен блогер Евгений Липкович. В чем это выражается, он объяснил в интервью DW.
Действительно ли Белоруссия на сегодня - самая советская страна на постсоветском пространстве? В предыдущих публикациях DW своим мнением на этот счет поделились методолог Владимир Мацкевич, политик Сергей Калякин и историк Игорь Кузнецов. На сей раз свою точку зрения излагает минский блогер Евгений Липкович.
- В период СССР бытовало мнение, что Белоруссия - самая советская республика. Можно ли назвать ее таковой и сейчас?
- Во времена СССР Белоруссия действительно была самой советской республикой. Ортодоксальной советской республикой. Существовала даже пословица: «Когда в Москве стригут ногти, в Минске отрубают пальцы». Здесь диссидентского движения как такового не было. В то же время рассказы, что в Белоруссии тогда люди жили лучше всех в Советском Союзе, не соответствуют действительности.
Читайте также: Рейдерская атака России на Белоруссию
У меня жена в те годы защищала кандидатскую диссертацию и сопоставляла данные. Так вот, по количеству стиральных машин и легковых автомобилей на душу населения БССР в Советском Союзе находилась на 7-8 месте. Вместе с тем Ли Харви Освальда, когда он попросил политическое убежище в СССР, сослали именно в Минск - идеологически проверенную провинцию.
Но сейчас Белоруссия - не советская, все очень сильно изменилось. Учитывая структуру экономики, которая здесь сохранилась, все могло быть значительно хуже. И Александр Лукашенко для страны, как бы странно это ни звучало, оказался не самым плохим вариантом. Белоруссия могла пойти по пути Северной Кореи, а так частный бизнес у нас все же существует.
Я не смотрю телевизор, но у меня есть альтернативные источники информации - «Радио «Свобода», интернет, я периодически читаю материалы белорусской рубрики Deutsсhe Welle. Поэтому применительно ко мне, расходуя деньги на идеологию, государство выбрасывает их на ветер. БССР и современную Белоруссию сложно сравнивать. Там мы строили, как говорилось, социализм с человеческим лицом. А здесь у нас получилось социально-полицейское государство со специфическим усатым лицом.
Также по теме: Официальный Минск бросил вызов ООН
- Советское наследие в Белоруссии - оно в большей степени хорошее или плохое? Есть ли элементы советского строя, до сих пор сохранившиеся в Белоруссии?
- Кто его знает, хорошее оно или плохое. Есть историческое наследие, и от него никак не избавишься. Были партизанские отряды, была пионерия, все это осталось, как память. А то, что перешло в наше время, - это навязанная нам экономика сборочного цеха, нереформированная пенсионная система, отношение власти и милиции к народу, как начальника к подчиненному - это наследство, которое мне жутко не нравится. В Белоруссии люди остались рабами системы власти. Мне не нравится, что мы, как и в СССР, должны поддерживать все глупости, которые вытворяют люди, управляющие нами.
Разница между советской и нынешней белорусской властной системой заключается в том, что тогда говорилось, что блок беспартийных и коммунистов поддерживает 99,9 процента населения, а сейчас в Белоруссии, согласно официальным данным, власть поддерживает 87 процентов. Вот и все отличия.
- Какие изменения в лучшую или худшую сторону могут произойти в Белоруссии? Возможен ли возврат в СССР?
- В Белоруссии возврат в СССР невозможен по причине того, что у нас «национальной» валютой является доллар США, и вся страна считает свои сбережения в долларах. Ради чего людям расставаться со своими долларами? Ради сомнительной перспективы жить в мифическом государстве, а впоследствии воевать за собственность какого-нибудь российского олигарха в Грузии или на китайской границе? Я думаю, что до этого не дойдет.
Читайте также: Минск уговаривает «старшего» брата не урезать нефтяной паек
Что же касается изменений, то я думаю, что белорусские власти все же будут пытаться ослабить ту удавку, которую они набросили на народ. Если власти не будут этого делать, то они станут жить сами по себе, а мы - сами по себе. Я оптимист, пессимисты же пусть во власти сидят. Это их проблемы, как меня накормить, обуть, одеть, чтобы я не бунтовал. И если бы я не был оптимистом, то сидел бы на их месте.