То, что не удалось сделать в первый день роботы парламента, регионалы сделали на второй. Вчера Рада таки проголосовала за спикера и его заместителей, а также главу правительства. Как и прогнозировалось, возглавил парламент представитель Партии регионов Владимир Рыбак. Его заместителями стали — первый вице-спикер — коммунист Игорь Калетник, вице-спикер — свободовец Руслан Кошулинский. Премьер-министром опять избран Николай Азаров.
О кандидатуре последнего «День» уже писал в материале «Система консервируется...». Что касается остальных личностей. Владимир Рыбак — бывший председатель Киевского райсовета и райисполкома КПУ города Донецка, Донецкий городской голова, вице-премьер-министр — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Народный депутат многих созывов, один из основателей Партии регионов. Конечно, Рыбак — это результат компромисса, во многих вопросах Владимир Васильевич известен как бесконфликтный человек, но в целом, и это мы видим по биографии, это уже фигура другого исторического времени.
Еще больше вопросов вызывает кандидатура Игоря Калетника. Коммунисты опять в президиуме. Регионалам, как и в предыдущем составе парламента, ничего не остается, как договариваться (делиться) с КПУ, иначе своих людей на руководящие должности им не назначить — голосов не хватает. Игорь Калетник — член фракции КПУ с 2007 г., тогда же стал впервые народным депутатом. До этого выдвигался от Блока Наталии Витренко «Народная оппозиция», но неудачно. Конечно, также он известен как последний председатель Государственной таможни Украины — эта должность была условием сотрудничества коммунистов в прошлом созыве.
Кстати, во время голосования за Калетника, регионалка Анна Герман вспомнила коммунисту высказывание его однопартийца Евгения Царькова в эфире «Шустер live» в сентябре этого года, когда тот заявил, что НКВД «мало давило» националистов. «Я очень уважаю ваш профессионализм, ваше чувство долга и вашу общественную позицию, но на одном из прямых эфиров один из членов коммунистической партии, который не избран в парламент, сделал очень некорректное заявление», — сказала Герман. Она попросила Калетника заявить о том, что он отмежевывается от слов коммуниста. «Для каждого народного депутата важно соблюдение прав и свобод граждан, именно наша общая задача — обеспечить, чтобы каждый украинец имел свободу слова...», — сказал Калетник, отвечая на вопрос Герман. А по сути, уйдя от ответа, что впрочем не помешало Анне Герман проголосовать за него.
Руслан Кошулинский. Он — заместитель председателя «Свободы», с ноября 2010 года и до избрания народным депутатом был руководителем фракции ВО «Свобода» во Львовском городском совете. Интересно будет посмотреть на представителя «Свободы» в президиуме, тем более, к этой партии сегодня столько внимания. Возможно, как раз поэтому свободовцы и добились для себя этой должности — это возможность лучше себя показать. Хотя первые же дни в парламенте «Свободы» — это уже повод для новостей многих СМИ. Они хотя и в грубоватой форме, но заставляют регионалов хоть как-то соблюдать регламент, говорить на государственном языке — украинском. Хотя, казалось бы, это и так понятные вещи. «Даже если не верить в само хитроумное объяснение действий «Свободы», отсутствие Президента в парламенте и присутствие в нем этой партии — заметные отличия нынешнего парламента от прошлых. Такой силы, в том числе и физической, в Верховной Раде не было», — пишет в своем блоге на «Эхо Москвы» журналист Сакен Аймурзаев.
То, что в этом парламенте будет много крайностей, говорили сразу после парламентских выборов. Даже в президиуме мы сегодня наблюдаем двух представителей политических сил «крайних» лагерей — левого и правого. Это, в частности, демонстрирует и состояние нашего общества, выбравшего новую Раду. Невыученные уроки новейшей истории приводят к тому, что сегодня мы имеем очень низкий уровень парламентаризма. Покинутые теми накапливаются. Непрозрачное формирование списков оппозиции, о которых мы писали вчера, проводит к повторению старых проблем в ВР — там снова появились «тушки». Сегодня это Табаловы, а завтра могут быть и другие.
Комментарии
«Мы видим два лица верховной рады — конфликтное и компромиссное»
Владимир Фесенко, политолог:
— Ставка на Рыбака — это консенсусное решение. Рыбак, как и Азаров, — равноотдаленные фигуры, они находятся вне конфликтов между разными бизнес-политическими группами в окружении Президента и Партии регионов. К Рыбаку в действительности отношение очень неплохое, даже у многих представителей оппозиции, которые работали в предыдущих парламентах. Его с уважением воспринимают, в частности, потому что он человек неконфликтный, человек, который склонен к конструктивным взаимоотношениям, в том числе с оппозицией. Даже его манера общения, немного флегматичная, может быть полезной в нынешней Верховной Раде, которая слишком нервна, эмоциональна и достаточно агрессивна. Нужен уравновешенный человек, который бы успокаивал. В этом смысле Рыбак — неплохой выбор.
Но у всех членов президиума новой Рады есть один общий минус. Это люди, не имеющие практического опыта работы в Президиуме парламента, им еще придется адаптироваться к своим должностям и функциям, приобретать необходимый опыт. Оба заместителя Рыбака — Калетник и Кошулинский — это тоже результат компромисса. Последние два даже серьезного депутатского опыта не имеют. Им всем еще нужно учиться. Эта адаптация требует определенного времени и может привести к сбоям в работе президиума.
За эти два дня мы увидели два лица Верховной Рады. Одно лицо конфликтное — наверное, уже произошло столько конфликтов, сколько не было за несколько последних лет прошлого парламента. И то, что новая Рада будет очень конфликтной, мы можем cпрогнозировать. Второе лицо — компромиссное. Когда необходимы согласования групповых, партийных, личных интересов, даже такие радикалы, как «Свобода», будут договариваться, регионалы в том числе. То, что за Кошулинского проголосовало 126 регионалов, — очень показательно. Компромисс был нужен: и Партии регионов, и оппозиции, в частности «Свободе», потому что в этом компромиссе каждый получил свое. Судя по всему, новая Рада будет работать в этих двух форматах: от определенных периодов компромиссной работы к конфликтным ситуациям, где будет жесткое противостояние.
«С точки зрения европейского парламентаризма, состав президиума ВР выглядит адекватным»
Константин Матвиенко, политолог:
— Относительно того, что Азаров опять сядет в кресло премьера — ни у кого не было сомнений. Что касается Рыбака. Конечно, здесь кандидатура Лавриновича была бы наиболее «уместной» для всех, в частности, и для «регионов», но за него коммунисты никогда бы не проголосовали. Рыбак — это компромисс. Однако он (с его опытом и возрастом) не является человеком, который способен на современные коммуникации. Назначение Рыбака — окончательно разрушит украинский парламентаризм. Азаров выглядел достаточно забавным персонажем во главе правительства, теперь с Рыбаком власть придает себе забавности.
Назначением Калетника... не думал, что власть способна на элементы «грубой игры». Калетник — обычно разговорчивый, деловой. Он будет работать по восходящей. Ясно, что для коммунистов он такая же удачная кандидатура, как и Мартынюк.
Назначение Кошулинского — это без преувеличения, интересный шаг. Можно строить много версий, в частности, и конспирологических. Европарламент, например, уже призывал «не сотрудничать со «Свободой», но это их дело. Для меня же избрание Кошулинского является позитивным фактом.
Нужно отдать должное КПУ и «Свободе», у них есть идеологические избиратели, которые убеждены в их ценностях. Кошулинский, безусловно, будет ярким представителем оппозиции. Эти две крайности — отображают общественный раскол. С другой стороны, коммунисты являются фактически «сообщниками» Партии регионов. Кошулинский является лишь одним выдвиженцем, его поддержала вся оппозиция. С точки зрения европейского парламентаризма, состав президиума ВР выглядит адекватным. Я не говорю пока о персоналиях, а лишь о тех политических силах, которые они представляют.
«В руководстве парламента — антагонисты»
Олесь Старовойт, политический эксперт, Львов:
— Безусловно, избрание Кошулинского вице-спикером парламента — это закрепление успехов «Свободы» на общеукраинском уровне на последних выборах в Верховную Раду. То есть это очень серьезная должность, на которую согласились партнеры по оппозиции, а это значит, что они признают определенное лидерство «Свободы» в этом направлении. С другой стороны, здесь надо говорить о такой очень важной вещи: фактически руководство парламента попадает в руки двух политических сил — Партии регионов и «Свободы»: двух, с одной стороны, антагонистических, с другой стороны — сил, которые больше опираются на авторитаризм и силу при принятии решений. Насколько комфортно будет работать другим политическим силам в парламенте под таким руководством, покажет время. На этом этапе уместно говорить о том, что это абсолютно заслуженный и оправданный шаг «Свободы» и оппозиции.