В последний день уходящего года, так или иначе, каждый задается простым вопросом – каким был этот год. Скажем прямо, год был интересным.
Несмотря на все разговоры об историческом значении прошедших в Грузии парламентских выборов для всего постсоветского пространства, думаю, не стоит переоценивать их значение. Конечно, это далеко не единственные демократические выборы, закончившиеся мирной передачей власти политическим оппонентам на постсоветском пространстве. Подобные выборы мы наблюдали и в давно ставшими европейскими странах Балтии, и на Украине, когда действующий президент Леонид Кравчук проиграл своему конкуренту Леониду Кучме, и в Белоруссии, когда на выборах победил конкурент действующего президента Александр Лукашенко, и в той же Армении, когда президент Левон Тер-Петросян проиграл борьбу за президентское кресло Роберту Кочаряну. Ну и, наконец, совсем свежий пример, пример Украины, где президент Виктор Ющенко не смог составить достойной конкуренции ни представителю партии регионов Виктору Януковичу, ни бывшему премьер-министру страны Юлии Тимошенко.
Все эти примеры объединяет одно, политики, позиционирующие себя как прозападные и либеральные, проигрывают кандидатам, которые в большей степени ориентированы на союз или как минимум более тесные отношения с Кремлем. Примерно такая же ситуация в Грузии. Если оставить в стороне обвинения оппонентов коалиции «Грузинской мечты», в том, что данная политическая сила вообще является проектом Кремля, думаю, никто не станет отрицать, что политические силы, объединенные грузинским миллиардером Бидзиной Иванишвили, гораздо более лояльны к властям Российской Федерации, нежели Единое Национальное движение. Таким образом, можно сделать простой вывод – поражение прозападных сил далеко не означает победу демократии в стране, ведь обратных примеров мы пока не видели, и нет никаких оснований предполагать, что Грузия станет исключением в данном случае. Впрочем, конечно, в грузинском случае не все так просто.
Но, для начала попытаемся на примере Грузии ответить себе на простой вопрос – почему прозападные силы на постсоветском пространстве неизбежно терпят поражение, то есть лишаются поддержки народа. Сегодня в Грузии модно говорить об ошибках Национального движения и лично Михаила Саакашвили. Мол, потеряли связь с народом, было головокружение от успехов, не уделяли должного внимания социальной политике и так далее. Все это так, ровно так же, как верно и то, что у большинства населения Грузии на фоне небывалого для страны инфраструктурного строительства и формирования современных государственных институтов, было чувство несправедливости и даже какой- то обделенности. Но, позволим себе заметить, что все эти причины не были основными. Некоторых из них, объективных, не могло не быть, ну а если бы не было бы субъективных причин, итог все равно был бы таким же, и вот почему.
Конечно, в Грузии не было, и нет ни сформировавшегося, сознающего свои экономические интересы среднего класса ни развитого гражданского общества. То есть существует огромное количество индивидуальных предпринимателей и едва ли не такое количество неправительственных организаций, а вот среднего класса и гражданского общества нет. Более того, на протяжении своей многовековой истории Грузия, оставаясь христианской страной, существовала в рамках восточной (персидской) культурной парадигмы, которая, по сути, сохранилась и во времена Российской империи, и во времена Советского Союза. Реформы в Грузии мог проводить только авторитарный режим и исключительно авторитарными методами. Несомненно, режим власти Михаила Саакашвили был в какой-то степени авторитарным, но он никак не мог быть авторитарным настолько, чтобы провести реформы не обращая внимания на общественное мнение. Кстати, успехи грузинских реформ во многом связаны именно с тем, что опираясь на тотальную поддержку народа, Саакашвили удалось провести непопулярные реформы авторитарными методами. Это то, что не удавалось ни на Украине, ни в Белоруссии, ни в Армении.
Однако режим Саакашвили никак не мог быть авторитарным в полном смысле этого слова. Западные партнеры требовали от него и его команды развития демократии, что в свою очередь открывало возможности для его противников. Как только Саакашвили в результате ряда ошибок и непопулярных реформ потерял тотальную поддержку в массах, противники перешли в наступление, планомерно раскачивая режим. Добавим к этому фактор Кремля и получим полную картину происходящего.
С 2007 года команда Саакашвили ограничивается исключительно строительством государственных институтов, стараясь не раздражать население непопулярными мерами. Но не раздражать не получалось, для строительства инфраструктуры необходимо было жесткое налоговое администрирование, для обеспечения безопасности нулевая толерантность к преступности. Разговоры о сингапурской модели в Грузии не могли не остаться разговорами, так как власти Грузии моментально потеряли бы поддержку Запада. Стоит учесть еще один важный момент, политика властей Грузии осуществлялась людьми, ментально находящимися все в той же восточной парадигме, со всеми вытекающими из этого последствиями. Политика маргинализации оппозиции, проводимая властями Грузии все предыдущие годы, была вызвана пониманием того простого факта, что появление сильной альтернативы власти означает не просто угрозу политического поражения, но и угрозу изменения курса.
Понятно, что появление в политике грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили коренным образом изменило политический расклад в стране. Власти ответили на вызов по двум направлениям – с одной стороны усилили социальную составляющую своей предвыборной программы, включившись в социалистическое соревнование с оппонентами, а с другой, попытались как правовыми, так и не правовыми методами (в пределах возможного) минимизировать фактор финансов Иванишвили, практически неограниченный по масштабам Грузии. Как показало будущее, и того, и другого оказалось явно недостаточно для того, чтобы противостоять Иванишвили на фоне психологической усталости населения от восьмилетнего монопольного правления националов.
Интересна политическая конфигурация коалиции «Грузинская мечта». На первом этапе Иванишвили объединил в коалицию две наиболее рейтинговые прозападные грузинские партии, республиканцев и свободных демократов. Затем создал свою собственную партию, Грузинская мечта, основанную на традиционных ценностях. И уже потом, пригласил в коалицию идейно близких Национальный форум, партию предпринимателей и консерваторов. Тезис о том, что именно традиционалисты являются идейно близкой силой к Грузинской мечте, подтверждается тем, что недавно было объявлено об объединении Национального форума с Грузинской мечтой. Председателем объединенной партии Грузинская мечта станет действующий премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.
После выборов в Грузию пришло странное и неизвестное слово – коабитация, а говоря проще, сосуществование. Дело в том, что после победы коалиции Грузинская мечта на выборах, президентская и муниципальная власть продолжают оставаться в руках Единого Национального движения. Грузии выпал уникальный шанс, когда и та и другая сторона могли научиться жить в условиях демократического общества. К сожалению, сегодня уже можно утверждать, что процесс коабитации не удался. Как это часто бывает, ответственность за провал коабитации, а по сути демократического процесса лежит на обеих сторонах, хотя, естественно, далеко не в равной мере.
Начнем с Единого Национального движения, которое начало свою деятельность в качестве оппозиции с жесткой, а иногда и ничем неоправданной критики оппонентов, которые еще ничего и сделать то не успели, как были окрещены обманщиками, не оправдавшими доверия народа. К слову сказать, президент держал паузу достаточно долго, вплоть до нападения на его кортеж в Кутаиси. Однако и в действиях Нацдвижения, и в действиях президента, больше эмоций, нежели расчета.
Совсем по иному действовала правящая коалиция, начавшая буквально с первого дня своего правления выдавливать Нацдвижение из власти. Как известно, в любви и на войне все средства хороши, так вот, судя по действиям грузинской мечты, война, начатая еще до выборов, была продолжена после них с еще большим размахом. Главный удар пришелся на органы местного самоуправления. Попытки захвата власти на местах осуществляются всеми возможными методами, от психологического давления и угроз уголовного преследования (а порой и реализации данных угроз) представителям местных властей, до силовых захватов зданий муниципалитетов. Сторонники коалиции объясняют свои действия неологизмом – новая политическая реальность. На данный момент власть подобным образом сменилась в шестнадцати муниципалитетах.
Отдельным направлением действий коалиции было ограничение президентской власти. Сразу после парламентских выборов президент, не желая создавать правительственный кризис, передал под контроль оппозиции всех силовых министров, сохранив за собой контроль над Объединенным штабом грузинскими вооруженными силами. Уже в октябре против начальника Объединенного штаба Георгия Каландадзе было возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении служебных полномочий (физическое оскорбление военнослужащих за неподчинение приказу), и он был отстранен от должности. Новый начальник Объединенного штаба был креатурой министра обороны Грузии Ираклия Аласания (лидер партии Свободные демократы, входящей в коалицию Грузинская мечта). Вообще говорить о политических репрессиях в Грузии не совсем корректно, но есть все основания полагать, что нынешние власти используют следственные органы для выдавливания из власти бывшей правящей партии.
По собственному желанию покинул свой пост и генеральный директор Общественного вещателя Грузии Гия Чантурия. По стечению обстоятельств это произошло после того, на телевидение нагрянули с финансовой проверкой сотрудники следственного департамента министерства финансов Грузии (грузинский аналог налоговой полиции). Вообще на медиа рынке Грузии произошли существенные изменения, телекомпания «Имеди» вернулась семье Бадри Патаркацишвили, поменяли своих собственников и ряд других телекомпаний. Был закрыт и русскоязычный телеканал «ПИК». Новым властям Грузии, заявляющим о необходимости восстановления отношений с Россией, не понадобилось русскоязычное телевидение в Грузии.
В ходе предвыборной кампании коалиция обещала резкое снижение цен за счет «прекращения поборов с бизнеса». Однако оказалось, что поборы если и существовали, то явно не системно, и цены не просто не снизились, а еще и повысились. Практически провалилась попытка договориться с компаниями, реализующими нефтепродукты, снизить цены на горючее. То же произошло и с лекарствами. Зато был задействован закон, запрещающий штучную торговлю лекарственными препаратами, что не может не отразиться на социально незащищенных слоях населения.
По поводу обещаний снижения тарифов на электроэнергию и газ, правительство договорилось с энергокомпаниями о снижении тарифа в зимний период на 20% для пользователей до 300 кВт-час. Это, конечно, совсем не то, что ожидало население, но это первый опыт выполнения коалицией предвыборного обещания. Лавры в решении данного вопроса по праву принадлежат министру энергетики Кахе Каладзе. А ведь многие весьма скептически относились к назначению на этот пост звезды мирового футбола. Правда, снижение тарифа почти совпало по времени с арестом генерального директора Тбилисской распределительной компании «Теласи», двух бывших министров, а также руководителя аудиторской компании, по обвинению в даче взятки. По информации прокуратуры, инициатором дачи взятки была российская компания «Интер РАО», которой принадлежит контрольный пакет компании «Теласи». В специальном заявлении компании «Интер РАО», в свою очередь, подчеркивается, что сумма в миллион долларов США была заплачена аудиторской компании для оптимизации налогообложения, с этой суммы были заплачены все налоги, и данная операция была проведена в полном соответствии с законодательством Грузии. Так или иначе, Тбилисский городской суд освободил под залог обвиняемых по данному делу. Новое заседание суда назначено на 14 января, в случае признания виновными руководства Теласи и бывших чиновников, получится, что компания не доплатила налогов на десятки миллионов лари, что соответственно приведет к огромным штрафам и к фактическому банкротству компании «Теласи», не говоря уже об имиджевых потерях компании «Интер РАО». Все эти события совпали с новым витком борьбы за передел энергетического рынка в самой России, и в центре этой самой борьбы находится все та же компания «Интер РАО». Ну а к приходу на грузинский рынок готовится французская энергетическая компания «Total Elf».
Теперь о других тарифах, тарифах о газ. После визита в Баку премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что снижение тарифов на газ может носить только символический характер, так как Азербайджан итак продает Грузии газ по максимально низкой цене. В связи с этим интересен другой эпизод, у премьер-министра возникли вопросы по другому проекту, осуществляемому совместно с Азербайджаном. Речь идет о строящейся железной дороге Баку-Ахалкалаки-Карс, которая должна связать Азербайджан и центральноазиатские республики с Турцией и Европой. Премьер-министр выразил обеспокоенность тем, что данный проект может сократить грузооборот на Грузинской железной дороге и портах Грузии, однако особо было подчеркнуто, что остановка проекту не грозит.Данный эпизод хорошо продемонстрировал тот факт, что как внешняя, так и внутренняя политика Иванишвили проходит сейчас в тестовом режиме.
Отдельная тема – российско-грузинские отношения. Думаю, нет смысла подробно останавливаться на инициативах нового правительства в этом направлении. Они также были очень противоречивыми и проходили в тестовом режиме. Так, например, после того, как инициативы министра по делам реинтеграции Пааты Закареишвили по признанию сторонами конфликта Абхазии и Южной Осетии, а также о восстановлении железнодорожного сообщения между Россией и Грузией не нашли поддержки в грузинском обществе и не были с энтузиазмом восприняты противоположной стороной, их пришлось дезавуировать. Встреча специального представителя по России, опытного дипломата Ираклия Абашидзе и заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина носила чисто ознакомительный характер. Конечно, открытие российского рынка для грузинских сельскохозяйственных товаров является положительным фактором в российско-грузинских отношения. Но, во-первых, согласно правилам ВТО Российская Федерация с 2013 года взяла на себя обязательство по открытию рынка, конечно, не факт, что оно было бы выполнено в иных условиях, а во-вторых, в обществе присутствуют завышенные ожидания от эффекта открытия российского рынка.
Точнее всех охарактеризовал отношения между Россией и Грузией президент России Владимир Путин, который на вопрос о Бидзине Иванишвили ответил, что слышал о таком. Вместе с тем, президент России отметил - отношения в тупике, так как Россия не может отказаться от признания Абхазии и Южной Осетии, а грузинская сторона вряд ли пойдет на признание. Таким образом, существует тупик, преодолеть который в ближайшее время вряд ли представляется возможным. Кроме того, в самом правительстве Иванишвили есть люди, которые категорически против сближения с Россией, прежде всего это министр иностранных дел Майя Панджикидзе, не говоря уже о прямом контрагенте американцев Ираклии Аласания. Положительным моментом можно считать снижение общей напряженности и угрозы прямого военного конфликта между двумя странами. Ведь факт остается фактом, Кремль очень серьезно готовился к выборам в Грузии и действительно был готов вмешаться в случае массовых беспорядков. Которые весьма вероятно были бы в случае победы Национального движения на парламентских выборах в октябре. Сказать, что сегодня эта угроза исчезла нельзя. Российский военный потенциал, который наращивался на протяжении всего 2012 года, никуда не делся, другое дело, что после прихода к власти «Грузинской мечты», по понятным причинам, градус напряжения серьезно снизился.
Несколько слов по кавказской политике. После 2011 года, который был действительно прорывным в этом направлении, кавказская политика Грузии практически сошла на нет. Выборы диктовали свою логику развития событий, и подавляющему большинству политиков Грузии было просто не до Кавказа. Но если старые власти просто заморозили процесс, то новые практически отказались от него, подтвердив участие Грузии в зимних олимпийских играх в Сочи. Участие грузинских спортсменов в олимпийских играх подрывает всю кавказскую политику Грузии и является ярким свидетельством того, что Грузия не является надежным партнером для кавказских народов. По своим последствиям данное решение практически тождественно последствиям того, если вдруг Кремль решит отозвать признание Абхазии и Южной Осетии. Конечно ни Путин, ни его окружение никогда не пойдут на такой шаг, понимая, что это будет означать подрыв доверия к Кремлю со стороны народов Кавказа. Правительство Грузии на такой шаг идет, причем без всяких предварительных условий.
Вернемся к внутренней политике. Одной из главных угроз новым властям был всплеск криминальной активности, вызванный декларируемым отказом от практики нулевой толерантности к преступности. Сегодня уже можно сказать, что министерство внутренних дел справилось с первой волной преступности. Правда, грузинские правоохранительные органы ждет новое испытание, после осуществления массовой амнистии, согласно которой на свободу выйдут несколько тысяч заключенных. Совсем не случайно министерство внутренних дел в лице своего руководителя Ираклия Гарибашвили практически отказалось нести политическую ответственность за амнистию, согласно которой без всяких предварительных условий и дополнительного расследования освобождаются люди признанные виновными в таких преступлениях как организация военного переворота, шпионаж, осуществление террористических актов и так далее. Так или иначе политический характер данной амнистии никем не отрицается.
Последние инициативы правящего большинства – проведение досрочных выборов в парламент страны и изменение судебной системы также непосредственно связаны с политической ситуацией, сложившейся в стране. Это практически последний шанс «Грузинской мечты» изменить общую картину и получить полную власть в стране. Вопреки ожиданиям, «Национальное движение» не просто не развалилось, но и оказало сопротивление на муниципальном уровне, где, несмотря на беспрецедентное давление, и «новым политическим реалиям», победившему меньшинству удалось захватить власть лишь в шестнадцати муниципалитетах, чего явно недостаточно. Девять фактически перешедших на сторону «Грузинской мечты» депутатов от меньшинства, помогли преодолеть президентское вето по вопросу об амнистии, но никак не составили конституционного большинства. Суть идеи проведения досрочных парламентских выборов заключается в том, чтобы пока «Грузинская мечта» имеет высокий рейтинг в обществе, избавиться от сильной фракции «Национального движения» в парламенте, досрочно отправить в отставку президента и обезопасить себя на президентских и муниципальных выборах. Ради этого правящая коалиция готова предложить амнистию всем, кто считает себя виновным в преступлениях прошлого режима. За исключением насильственных преступлений против личности.
Понятно, что для реализации этой инициативы «Грузинской мечте» необходимо иметь конституционное большинство, которого пока нет. Но вот в этом, похоже, представители правящей коалиции почти не сомневаются, тем более, что и в самом «Национальном движении» признают серьезные кадровые просчеты в процессе выдвижения кандидатов в депутаты на прошлых выборах в парламент. Так или иначе, понятно, что Грузию ждет весьма горячая пора сразу после рождественских праздников.
Резюмируя сказанное, следует отметить, что уровень доверия к новым властям Грузии сегодня очень высок. Он даже выше, чем в период выборов, правда, в основном за счет вечных лоялистов, то есть людей, поддерживающих любую власть, а таких людей немало в любом обществе. Необычайно высок и уровень ожиданий в обществе. Но в целом идут вполне естественные процессы, релевантные тому состоянию общества, в котором находится Грузия на нынешнем этапе исторического развития.За всем этим чертовски интересно наблюдать, особенно изнутри.