Недавние громкие кадровые назначения в Белоруссии привели в замешательство не только обывателей, но и разбирающихся во властных интригах экспертов. Найти логику в кадровой политике Александра Лукашенко и раньше было непросто. Однако назначения Петра Прокоповича и Виктора Шеймана можно, пожалуй, отнести к настоящим номенклатурным сенсациям.
Эти решения не просто удивляют, но и подталкивают задуматься о системных проблемах в белорусской вертикали власти.
Прокопович: 70-летний модернизатор
Бывший долгое время главой Национального банка Прокопович теперь стал заместителем председателя правительства. Удивительного в этом назначении много. Но больше всего обращает на себя внимание тот факт, что новоиспеченному вице-премьеру уже 70 лет. А отвечать в Совмине он будет за выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, исполнение республиканского бюджета и осуществление мероприятий по модернизации экономики.
При всем уважении к опыту Прокоповича сложно себе представить, чтобы человек глубоко пенсионного возраста мог справиться с задачей модернизации экономики всей страны.
Другое дело, что в нынешней ситуации никто в стране не способен выполнить эту задачу. Административные методы, на которые рассчитывает президент, просто не могут привести к системной экономической модернизации. К тому же на это элементарно нет ресурсов.
Сложно понять, что должен дать перевод Прокоповича из Администрации президента в правительство. До конца неизвестно, каких именно экономических взглядов он придерживается. Однако, судя по активному участию в массовой эмиссии пустых денег, приведшей к экономическому коллапсу 2011 года, Прокопович явно не является адептом макроэкономической стабильности. Или, во всяком случае, не в силах протестовать против волюнтаризма.
К слову, уже после назначения помощником президента по экономике, в сентябре прошлого года, он успел раскритиковать правительство за малый экономический рост.
Возможно, именно с целью усилить экономический рост Прокоповича и «внедрили» в заместители к премьеру Михаилу Мясниковичу. Глава правительства в последнее время периодически твердил о приоритетности макроэкономической стабильности над валовыми экономическими показателями. А у президента все-таки другие приоритеты.
Однако и здесь возникают вопросы. В декабре, разбираясь с ходом модернизации на предприятиях, Лукашенко публично заявлял, что Прокопович не справляется с функциями помощника президента. На основании чего тогда делается вывод, что тот сможет поднять целый пласт работы по модернизации экономики и обеспечению высокого экономического роста?
Шейман: силовой хозяйственник
Также интригует и другое громкое назначение. После нескольких лет нахождения в тени на высокую должность управляющего делами президента назначен старый соратник Лукашенко Виктор Шейман.
Удивляет не столько факт возвращения Шеймана, сколько должность. Ранее он в основном работал в силовом блоке: Совет безопасности, МВД, Генеральная прокуратура. Хотя с 2004 по 2006 год возглавлял Администрацию президента. Но это политическая позиция. А сейчас — хозяйственно-коммерческая.
Управление делами президента выполняет достаточно много функций: от обеспечения лечения и отдыха госслужащих до согласования гуманитарной помощи, поступающей в страну. Но главная задача — управлять и распоряжаться огромным куском госсобственности. Наряду с перепродажей конфиската, это является высокодоходной коммерческой деятельностью.
Вопрос о мотивах назначения Шеймана так же спекулятивен, как и в случае с Прокоповичем. Кто-то из обозревателей сделал вывод, что Лукашенко готовится к началу массовой распродажи госсобственности. И, мол, для этого нужен надежный человек, который все будет держать под своим контролем. Может быть.
Но вполне возможна и обратная ситуация: Лукашенко делает все, чтобы избежать начала неконтролируемой массовой приватизации. В условиях растущего давления со стороны местной номенклатуры, а также зарубежных правительств и бизнеса на такой ключевой должности также нужен проверенный и решительный человек.
А в надежности Шеймана глава государства, по-видимому, убедился с лихвой. Шейман входит в тот небольшой круг лиц в Беларуси и за ее пределами, которым точно не выгодна смена власти Лукашенко. Уж слишком много неприятных вопросов будет у любой новой власти.
Чиновник должен быть преданным и не успевать «насидеть место»
Как видно из этих назначений, понять логику Лукашенко в кадровых решениях крайне сложно, если вообще возможно. Нет сомнений, что одним из ключевых факторов является личная преданность. Президент должен быть полностью уверен, что каждый высокий чиновник выполнит любой его приказ.
Однако один лишь критерий личной преданности не объясняет выбора Лукашенко.
Примечательно, например, то, что еще совсем недавно и Прокопович, и Шейман были назначены на другие должности. Прокопович только в августе прошлого года стал помощником президента по экономике. А Шейман менее чем за две недели до своего назначения управляющим делами президента был назначен помощником президента по особым поручениям.
Пожалуй, это может свидетельствовать лишь об импульсивности кадровых решений Лукашенко. Продуманной кадровой стратегии у белорусского лидера явно нет. Это хорошо видно не только на рассматриваемых примерах, но и в случае с реформой системы госуправления.
Также к специфической логике можно отнести и практикуемые Лукашенко постоянные кадровые рокировки. Высокие должностные лица беспрестанно мигрируют из одного ведомства в другое. А на местах — из одной области в другую.
Впрочем, это явление объяснить легче. Рокировки призваны не дать чиновникам «насидеть место». То есть обрасти связями и влиянием, которые могут привести к неподконтрольным коррупционным схемам и формированию региональных или внутриведомственных кланов, способных консолидированно бороться за свои интересы.
В принципе, кадровые рокировки — это классика недемократического жанра. Но способствует ли такая практика повышению эффективности госуправления — большой вопрос.
Кадровый потенциал стареет
Недавние назначения обращают внимание и на еще одну системную проблему. Скамейка запасных у Лукашенко как никогда коротка. Одни и те же люди по очереди занимают разные руководящие места.
Более того, в кадровой обойме все больше пенсионеров. Особенно в высших органах власти. Там, по данным Национального статистического комитета, в 2011 году пенсионеры составляли 7,2%. Для сравнения: во всех органах госуправления доля пенсионеров была 2,4%.
Таким образом, если сегодняшняя кадровая политика президента будет продолжаться, в Беларуси в не таком уж далеком будущем воцарится геронтократия. Точно как в Советском Союзе.
А проблема геронтократии не в том, что заслуженным людям не дают уйти на покой. А в том, что пенсионеры лишь в очень редких случаях восприимчивы к современным знаниям и новациям. И тогда Беларуси еще долго не видать никакой модернизации.