Власть готовится к приватизации последнего стратегически важного объекта - НАК «Нафтогаз Украины». Перед майскими праздниками правительство зарегистрировало в парламенте законопроект №2637, которым предлагается снять запрет на приватизацию госпредприятий, дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации. По замыслу кабмина, для приватизации этих объектов не нужно будет решение парламента. Достаточно лишь доброй воли правительства.
Также правительство предлагает внести изменения в закон «О приватизации государственного имущества», чтобы разрешить аренду еще и объектов магистрального трубопроводного транспорта. Похоже, НАКа Кабмину мало. После прохождения данного документа парламентом, энергетический сектор ждет большой передел.
Профильный вице-премьер Украины Юрий Бойко говорит, что реформирование НАКа завершится после приватизации компании. Саму реформу он называет результатом выполнения рекомендаций ведущих зарубежных консультантов. «Приватизация повысит прозрачность холдинга и позволит часть денег от приватизации направить на погашение западных кредитов», - отметил Бойко.
Кто станет новым владельцем украинской трубы? Наверное, излишне напоминать, что нескрываемый интерес к ГТС Украины проявляет «Газпром». Интересуется украинской трубой и Европа, желая присоединения Украины к своей единой энергетической системе. Но в данном случае совместить эти интересы не удастся. О возможных вариантах развития событий на газовом рынке после принятия кабминовского законопроекта «День» спросил энергетических экспертов.
Комментарии:
«Голосование по этому вопросу станет индикатором реальных намерений власти»
Михаил Гончар, директор энергетических программ центра «Номос»:
- Есть четыре возможных варианта развитии ситуации. Первый и наиболее вероятный – это отчуждение «Укртрансгаза» в интересах «Газпрома» (через механизм аренды или консорциума). Российская сторона уже намекала на необходимость принятия законодательных изменений, если Украина хочет видеть «Газпром» партнером в управлении ГТС. Именно для этого надо принять соответствующий закон.
Второй вариант направлен на реальное реформирование НАКа и выполнение условий присоединения к Энергетическому содружеству. Хотя, это тоже может быть лакмусовой бумажкой для прикрытия иных планов: приватизации добывающих активов «Нафтогаз Украина» основными олигархическими группами Украины и передача «Газпрому» в аренду ГТС.
Третий вариант – принятие законопроекта «провалят» в парламенте, чтобы в очередной раз показать соседке, что, дескать, правительство не против, но парламент не согласен с этим. Так что вопрос аренды ГТС не актуален и «труба» сохранить статус кво. Важно, что голосование по этому вопросу станет индикатором реальных намерений власти.
Четвертый вариант (наименее вероятный) открывается путь к реформированию нефтегазового сектора, его реорганизации с выделением ГТС в отдельное предприятие (по примеру европейской практики) и создания на его базе международного консорциума при участии группы иностранных компаний, которые придут в нефтегазовый сектор с целью добычи традиционного и не традиционного газа. В данном контексте может привлекаться в консорциум и «Газпром».
На мой взгляд, наименее вероятный - четвертый вариант, а наибольше вероятный - второй.
«И России, и ЕС нужно реагировать на конкретный шаг Украины»
Юрий Корольчук, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий:
- Украина пытается вызвать у Росси и Евросоюза более активный интерес к переговорам по ГТС. С этой целью появился документ, который, будем откровенными, все уже давно заждались как в Москве, так и в Брюсселе. Заждалась и власть Украины, которая устала предлагать потенциальным участникам консорциума «кота в мешке»: участие в консорциуме на непонятно каких условиях собственности.
Теперь наконец-то Украина определились, что ГТС будет приватизирована и продана по частям.
Конечно лучше, чтобы ГТС оставалась в собственности Украины. И приносила дальше доход в бюджет. Но экономические проблемы нашей страны, падение транзита газа, невозможность договорится с Россией и ЕС на выгодных для Украины условиях – это все толкает к тому, чтобы решить все эти проблемы за счет продажи ГТС.
Фактически, законопроект о приватизации ГТС – это аргумент Украины в переговорном процессе. До этого, как известно, свои аргументы только предоставлял «Газпром» и ЕС. Со стороны России это претензии на сумму $7 миллиардов за недобор газа, сокращение транзита газа через Украину, и активность в вопросе строительства обходных газопроводов «Южный поток» и «Ямал-Европа-2». Со стороны ЕС – претензии относительно невыполнения обязательств относительно реформы «Нафтогаза» и его разделения.
К финишной прямой продажи ГТС еще далеко, но теперь и России, и ЕС нужно будет реагировать на конкретный шаг Украины.
Конечно же, больше всего этот документ рассчитан на Евросоюз. Ведь глава Минэнерго Эдуард Ставицкий инициировал появление этого законопроекта накануне проведения 3 мая «круглого стола» по ГТС в Брюсселе. Явно просматривается желание вынудить Еврокомиссию принять положительные решения относительно сотрудничества Украины и ЕС по вопросу ГТС. Для Украины позитивным результатом будет официальное заявление Еврокомиссии о вступление в переговорный процесс относительно создания консорциума и готовность выделить $2,5 миллиарда на модернизацию ГТС.
Проблема в том, чтобы в ЕС и России подобные шаги инициаторов законопроекта №2937 не восприняли как шантаж или шахматную «вилку», которую расставляют перед «Газпромом» и ЕС. Да и переговорный процесс с «Газпромом» это может ухудшить. И главное, чтобы не вышло как в поговорке: поспешишь – людей насмешишь. Ведь можно начать процесс приватизации ГТС, а с покупателями так и не договорится. Ни с Россией, ни с ЕС.
«Законопроект выписано под интересы «Газпрома»
Валерий Боровик, глава правления альянса «Новая энергия Украины»:
- Законопроект выписан так, чтобы у правительства Азарова и Президента был рычаг спокойно отдать в аренду, или продать ГТС. Этот законопроект развязывает руки в вопросе приватизации «трубы». И теперь очень важно посмотреть, как будут реагировать депутатские фракции во время его принятия, будут ли блокировать парламентскую трибуну. Голосование за этот законопроект покажет, кто за, а кто против национальных интересов Украины. От результата голосования зависит доля ГТС: перейдет ли она в руки трехстороннего консорциума или отойдет «семье». Ответы на все вопросы услышим очень скоро. На мой взгляд, все идет к тому, что законопроект выписано под интересы «Газпрома». Но я очень удивлюсь, если власть пойдет на это шаг, ведь это фактическая сдача ГТС и энергетической политики страны. Но никто не отменял сотрудничество с Энергетического содружеством. Чтобы отдать ГТС России, Украине придется выйти из состава этой организации. Пойдет ли на этот резкий шаг власть?