В Грузии отмечают пятую годовщину со дня начала боевых действий в Южной Осетии. Руководители государства возложили венки к могилам сотен жертв боевых действий. Президент Саакашвили подтвердил, что по-прежнему считает все свои решения того времени абсолютно правильными и неизбежными. В сенсационном интервью одному из грузинских телеканалов президент рассказал доселе неизвестные детали своих переговоров с российским руководством. Однако политологи и эксперты уже сомневаются в правдивости жэтих рассказов и говорят об окончательном завершении в Грузии эпохи Саакашвили.
В день пятой годовщины войны вокруг Южной Осетии, центром траурных мероприятий стало кладбище «Мухатгверди» недалеко от Тбилиси. Президент Саакашвили, премьер-министр Иванишвили, а также члены их команд возложили венки к могилам погибших войнов. Во всех храмах страны были отслужены молебны в память погибших солдат и мирных жителей.
Всего, по официальным данным, с грузинской стороны с 8 по 12 августа 2008 года, в результате боевых действий в Южной Осетии а также в ходе бомбардировок российской авиацией объектов по всей территории Грузии, погибли 234 человека. Из них 70 военнослужащих, 14 полицейских и 150 мирных жителей.
Соратники президента Саакашвили и сам глава государства по-прежнему однозначно возлагают ответственность за начало конфликта исключительно на Россию. Согласно их версии причин военного конфликта, руководство страны было вынуждено ввести войска в Южную Осетию, чтобы защитить жителей грузинских сел от нападения и артобстрелов осетинских вооруженных формирований.
Новые власти внесли в эту версию определенные коррективы. Премьер-министр Бидзина Иванишвили и другие члены правительства неоднократно говорили, что провокации, конечно, были, но нельзя было на них поддаваться и втягивать страну в губительный конфликт с ядерной державой.
Тем не менее, придя на мухатгвердское кладбище, президент Саакашвили еще раз подтвердил, что считает свои решения пятилетней давности правильными и своевременными.
Михаил Саакашвили: Те, кто в пятую годовщину войны по-прежнему говорит о вине Грузии, просто лжет, потому что уже документально подтверждено: российские части вошли в южную Осетию за несколько дней до начала боевых действий. Столь же нелепо говорить, что Грузия поддалась на провокацию. Это то же самое, как обвинить наших предков в том, что они поддались на провокацию среднеазиатского завоевателя Джалал ад Дина.
Накануне, Михаил Саакашвили дал сенсационное интервью грузинской телекомпании Рустави-2, в котором рассказал интересные подробности своих прошлых переговоров с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. По словам президента, он неоднократно предлагал российским руководителям документально отказаться от вступления в НАТО в обмен на восстановление территориальной целостности Грузии, но получил отказ от Владимира Путина с формулировкой «мы ваши территории на вашу же геополитическую ориентацию не меняем».
Михаил Саакашвили утверждал, что российские лидеры много раз грозили ему повторением «косовского» или «кипрского» вариантов, то есть план вторжения в Грузию был разработан задолго до событий августа 2008 года. Президент сказал, что часто звонил Дмитрию Медведеву, но трубку почему-то брал Владимир Путин.
Что касается самой войны, то в откровениях Михаила Саакашвили была интересная деталь, проливающая свет на странные убийства небезызвестных чеченских полевых командиров – братьев Ямадаевых. По словам Саакашвили, Ямадаевы во время конфликта в Южной Осетии командовали вооруженными формированиями, которые состояли из чеченцев. В том числе батальоном «Восток». Но, вопреки приказу российского штаба, они не блокировали грузинскую полицию в селах Лиахвского ущелья Южной Осетии и дали грузинам уйти. «За это одного из братьев Ямадаевых российские спецслужбы убили в Дубае, а второго в Москве», - утверждал Михаил Саакашвили.
Своим мнением об этом интервью, и вообще о пятой годовщине трагедии 2008 года, с RFI поделилась политолог Нана Девдариани: Это памятный, мемориальный день. Неслучайно, что отмечается день начала войны а не ее завершения. Сейчас, кто бы как не оправдывался, но факт, что последние годы демонстрировали милитаристские тенденции в грузинской политике. Это тренд Михаила Саакашвили, и он не мог не привести к тому, что произошло 5 лет назад. Сейчас все эти запоздалые интерпретации совершенно неуместны. Особенно последнее. Совершенно скандальное интервью Михаила Саакашвили, который в народном, фольклорном стиле пересказывает, какие беседы шли между Кондолизой Райс и Путиным, как он звонил Медв6едеву а трубку брал Путин, уже не выдерживает никакой критики. Стыдно в эти трагические дни заниматься подобными вещами. Ведь он все еще действующий президент. Давать такие интервью, показывая себя с такой стороны, просто постыдно.
RFI: Действительно, интервью было очень интересным. Но почему Саакашвили решил выступить с такими откровениями?
Нана Девдариани: У многих создается впечатление, что он сигнализирует всем, в том числе США: если они его не защитят после истечения президентского срока (а ведь уже ведутся разговоры об его уголовной ответственности), то он будет говорить все что угодно – и правду, и неправду. По-человечески это называется шантажом.
Эксперт Иосиф Цискаришвили сказал, что в истории пятидневной войны все еще много «белых пятен», и необходимо пролить свет на некоторые важные детали, в том числе, прояснить историю с подписанием соглашения Саркози – Медведева от 12 августа 2008 года.
Иосиф Цискаришвили: Вопросов все еще остается много. Например: какой документ подписал президент Саакашвили 12 августа 2008 года в присутствии президента Франции Николя Саркози? Этот документ в Грузии не публиковался, и я лично не уверен, что документ, охраняющийся в Грузии за семью печатями, соответствует тексту, который находится в Москве и Париже.
Бывший вице-спикер парламента, Вахтанг Рчеулишвили заявил в интервью RFI, что глубинные причины трагедии августа 2008 года следует искать в крахе концепции однополярного мира.
Вахтанг Рчеулишвили: Воспользовавшись слабостью Америки и, в целом, кризисом западной цивилизации, Россия встала на ноги и оказала сопротивление американским и грузинским планам на Южном Кавказе. И Россия сумела этим конфликтом показать Америке, что ей не удастся распространить свое влияние и расширять НАТО дальше на восток. В этом суть 2008 года: завершение попытки построения однополюсного мира. Жертвой именно этой попытки стала Грузия.
RFI: А в чем личная роль в этих процессах конкретных политиков – Михаила Саакашвили и Владимира Путина?
Вахтанг Рчеулишвили: После 2008 года Михаил Саакашвили - политический труп! Он уже не мог реализовать свою программу. Ему очень сильно не повезло. А вместе с ним и Грузии. Эпоха Саакашвили закончилась не в 2013 а в 2008 году.
Несмотря на горечь поражения, потерю территорий и огромные жертвы, представители новых властей страны все чаще говорят о необходимости примирения и диалога. Причем, не только с Россией, но и Южной Осетией и Абхазией.
Судя по всему, 8 августа 2013 года стало отправной точкой начала президентской кампании в Грузии, в которой кандидаты на высший государственный пост уже будут проповедовать совершенно иные приоритеты – далекие от войны и попыток повернуть колесо истории вспять.