Вильнюс - Литовская Республика в этом полугодии стоит у руля объединенной Европы, председательствуя в Совете Европейского Союза (ЕС). Это не только большая ответственность, но и испытание политической зрелости страны. В связи с этим актуально окинуть взглядом тот путь, который Литва преодолела в ходе европейской интеграции, и обсудить то, какие плюсы эта страна смогла извлечь из присоединения к ЕС.
Не такая долгая дорога
В советское время популярностью пользовался латвийский телесериал «Долгая дорога в дюнах». Если применить эту метафору к пути Литвы и двух других стран Балтии в Европейский Союз, то надо отметить, что дорога эта вышла не столь и долгой, особенно в масштабах истории. Литва первой из советских республик объявила о восстановлении независимости. Это событие состоялось 11 марта 1990 года. С того момента Литовская Республика начала восстанавливать (и отчасти формировать заново) независимые ветви власти, социальную и политическую систему страны. Через подобный процесс впоследствии прошли все бывшие советские республики, и можно отметить, что данный процесс вовсе не прост.
Реальную и полную независимость Литовская Республика обрела осенью 1991 года. К тому моменту ее суверенитет официально признало большинство иностранных государств, а 17 сентября Литва стала полноправным членом ООН. Преимущество Литвы (как, в данном случае и Латвии с Эстонией) по сравнению с прочими постсоветскими республиками во многом заключалось в том, что после восстановления независимости у страны ни на секунду не было сомнений в выборе вектора своего развития. Восстановление независимости и крах Советского Союза означал для Литвы возвращение на карту Европы, с которой она вопреки своей воле исчезла летом 1940 года. Однако стране еще предстояло доказать, что ее возвращение не случайно.
Официальную заявку на вступление в Европейский Союз Литва подала 8 декабря 1995 года. На тот момент членство в ЕС казалось перспективой крайне отдаленного будущего. В 1997 году стало ясно, что ЕС запускает процесс расширения на Восток, но имя Литвы не упоминалось в списке стран, которые должны были оказаться в первой волне расширения, зато в этом списке значилась Эстония, а также Чехия, Польша, Словения и Венгрия. Однако усиленные реформы и решимость сделать все необходимое, чтобы приблизиться к критериям Европейского Союза, позволили Литве успеть вскочить на подножку «европейского поезда». Хорошие показатели продемонстрировала не только Литва, и в 1999 году стало ясно, что к пяти ранее озвученным кандидатам в ЕС примкнуло еще пять стран.
Литва начала официальные переговоры о вступлении в Европейский Союз 15 февраля 2000 года. Данные переговоры были успешно завершены 13 декабря 2002 года. Последним этапом на пути Литвы в ЕС был общенациональный референдум, на котором свое мнение о предстоящем членстве в Европейском Союзе должны были высказать жители страны. Он состоялся 10—11 мая 2003 года. Тем не менее, были определенные опасения. Некоторые политики пытались разыграть карту евроскептицизма, однако результаты референдума, пожалуй, превзошли ожидания даже самых заядлых оптимистов — из 63% принявших участие в голосовании жителей Литвы 91% высказался за членство страны в ЕС.
Литва официально вступила в Европейский Союз 1 мая 2004 года (за месяц до этого — 29 марта Литва также стала членом НАТО, что ознаменовало еще одну важную геополитическую победу в процессе евроатлантической интеграции страны). Таким образом, с момента подачи официальной заявки до момента вступления Литвы в ЕС прошло меньше десяти лет, хотя в 1995 году вряд ли кто-нибудь поверил бы, что интеграция в Европейский Союз может осуществиться столь ускоренными темпами.
Первое европейское десятилетие
В мае следующего года Литва сможет отметить свое первое десятилетие в ЕС. Это повод подвести определенные итоги, тем более, что и для самого Европейского Союза это десятилетие оказалось непростым — мировой кризис больно ударил по странам Южной Европы. По последним статистическим данным, жители Литвы и сегодня продолжают положительно оценивать ЕС и членство своей страны в этой организации. Результаты комплексных исследований общественного мнения за прошлый год, которые провело бюро статистики Европейской комиссии Eurobarometer, показали, что гражданами не только Литвы, но и Евросоюза себя полностью или частично ощущают 64% жителей страны (22% не в полной мере ощущают свою связь с ЕС и 13% не ощущают никакой связи). В целом этот показатель совпадает с общеевропейским.
Результаты опроса позволяют говорить и о том, какие плюсы жители Литвы видят в членстве страны в ЕС, а также какие надежды они связывают с этим членством. Так 67% опрошенных в качестве самого большого плюса Европейского Союза назвали принцип свободного передвижения людей и товаров в пространстве объединенной Европы. 38% опрошенных довольны тем, что вузы Литвы включены в общеевропейскую программу студенческого обмена Erasmus (студенты, участвующие в этой программе, имеют возможность провести один семестр в университете другого государства ЕС). Для 37% опрошенных жителей Литвы важным является то, что формат ЕС обеспечивает стабильность и мир в Европе. Экономическую мощь Европейского Союза в качестве положительного фактора отметили 23% опрошенных, а 22% указали, что членство в ЕС позволяет обеспечивать высокий уровень стандартов в сфере социальной защиты. Среди прочих положительных факторов Европейского Союза жители Литвы отметили роль ЕС в международной политике, общеевропейское регулирование сферы сельского хозяйства (для Литвы это важная отрасль экономики) и единую европейскую валюту евро. Стоит отметить, что лишь 5% опрошенных придерживались мнения, что членство Литвы в ЕС не принесло стране никаких положительных результатов.
Важным подспорьем для Литвы оказались деньги европейских структурных фондов, которые выделяются на проекты, связанные с развитием инфраструктуры и человеческих ресурсов новых членов ЕС. С 1 января следующего года Литва будет участвовать уже в третьем с момента ее вступления в Европейский Союз этапе распределения средств, которые в народе нередко называют просто «европейскими деньгами». Например, в текущем периоде 2007—2013 года на разнообразные проекты, осуществляемые в Литве, из европейских структурных фондов выделено более 6 млрд евро. Важно отметить, что «европейские деньги» распределяются на конкурсной основе, за их использованием осуществляется жесткий контроль не только со стороны Литвы, но и со стороны Брюсселя. По существующим правилам обычно выделяемые деньги покрывают большую часть затрат на осуществление задуманного проекта, но часть средств для его реализации должно выделить и государство или же курирующая проект организация.
Однако если для части жителей Литвы разговоры о «европейских деньгах» могут звучать все еще довольно абстрактно, то другой плюс членства в Евросоюзе куда более очевиден — это свобода передвижения. Конечно, и раньше, до вступления в ЕС, литовский паспорт позволял беспрепятственно путешествовать в западном направлении, но мало что может сравниться с удобством Шенгенского пространства. Литва присоединилась к этой системе, отменяющей контроль на внутренних границах ЕС, в 2007 году. Удобство путешествий по Европе в первую очередь оценило молодое поколение жителей Литвы, которое мобильно и во многом европейски ориентировано.
Капля евроскептицизма в бочке меда
Конечно же, необходимо понимать, что членство в ЕС не является панацеей от всех проблем. В Литве можно встретить людей, которые не в восторге от нахождения страны в Европейском Союзе. Пожалуй, это и будут те вышеупомянутые 5%, которые считают, что вступление в ЕС не принесло Литве никаких положительных результатов. Аргументы этой части общества также достойны внимания. После вступления в Евросоюз Литва столкнулась с феноменом трудовой миграции: немалый процент жителей страны отправился на заработки в Великобританию, Ирландию и тогда еще вполне успешную Испанию. Это можно назвать существенной проблемой для демографического положения страны, однако упомянутый феномен также можно рассматривать с точки зрения свободы выбора людей и, что более важно, возможности реализовать этот выбор. Важно и то, что эти люди работают в странах ЕС легально, обеспечены социальными гарантиями и наделены равными правами с прочими жителями Европейского Союза.
По соглашению с ЕС Литве пришлось закрыть и свою атомную электростанцию в Игналине, что выглядит нерационально — особенно на фоне стремления страны обеспечить свою энергетическую независимость. Пожалуй, это наиболее весомая причина для недовольства членством в Евросоюзе, которую в своих речах часто используют евроскептики.
Противников ЕС в Литве немало и в среде маргинальных групп — таких, как, к примеру, националисты, которые ратуют за сохранение «самобытности», мечтают о самоизоляционных тенденциях в политике и не приемлют девиза объединенной Европы «Единство в разнообразии».
Идея ЕС, вероятно, не вполне понятна и старшему поколению жителей Литвы, которые большую часть жизни прожили в рамках иного союза. Иногда прослеживаются явные попытки проводить параллели между ЕС и СССР, но в целом они несостоятельны, поскольку слишком уж очевидно: Брюссель (или Страсбург — город, в котором проходят выездные сессии Европейского парламента) не Москва советского образца. Разочарование среди старшего поколения в большей мере связано не с ЕС, а с не сбывшимися полностью ожиданиями. После восстановления независимости Литвы была популярна фраза: «Лет через пять будем жить, как в Швеции». Следует признать: шведского уровня благополучия Литва пока не достигла, однако и Швеция шла к этому не пять (и не двадцать) лет, а столетиями.
Несмотря на все это, я уверен, что если бы гражданам Литвы сегодня вновь пришлось принимать решение о членстве страны в Европейском Союзе, подавляющее большинство так же, как и десять лет назад, отдало бы свой голос в пользу ЕС и сделало бы это сегодня во многом более сознательно и рационально.