28 ноября Киев и Брюссель подпишут договор об ассоциации, несмотря на явное недовольство Москвы. Тем не менее, экономический рост в стране пошел на спад, главная оппозиционерка до сих пор сидит за решеткой, а все реформы были признаны косметическими мерами. Кроме того, дело Swissport еще больше усилило опасения иностранных инвесторов.
Украинские власти пытаются подчистить образ страны, чтобы добиться в конечном итоге принятия в Европу. Тем не менее, за подкрашенным внешним фасадом скрывается прежний хаос, где царят олигархические кланы, которые используют суды, полицию и налоговые органы как инструменты для достижения своих личных интересов. Недавно в Swissport ощутили это на собственном печальном опыте. А экономика страны тормозит всеми лапами. На прошлой неделе Всемирный банк пересмотрел прогноз на 2013 год: рост ВВП на Украине останется на нулевой отметке против 0,3% в прошлом году и 5,1% в 2011 году.
Что касается возможного выхода из ситуации, оппозиция и правительство придерживаются одной точки зрения. Они делают ставку на вступление в Европейский Союз. По украинской столице развешаны плакаты с описанием всех преимуществ единой европейской валюты. На улицах раздают проевропейские листовки. Чуть больше половины украинцев положительно относятся к такой перспективе. «Все мечтают о европейском образе жизни и ценностях, — утверждает директор антикоррупционной организации "Честно" Светлана Залищук. — Тем не менее, в ближайшее время перемен ждать не приходится, потому что правительство на самом деле не заинтересовано в применении прозрачных правил».
Хотя международные СМИ и называют президента Виктора Януковича пророссийским политиком, он сразу же после избрания в 2010 году взял курс на Европу и провел серию реформ (судебная, избирательная, административная), чтобы привести страну в соответствие с требованиями Брюсселя.
Читайте также: Украина может остаться за пределами и ЕС и ТС
Договор об ассоциации является частью политики добрососедства ЕС под названием «Восточное партнерство», которая охватывает в том числе и Белоруссию, Молдавию, Грузию, Армению и Азербайджан. Кроме того, подписание этого соглашения является обязательным этапом на пути к постоянному членству в Евросоюзе. Так, например, Турция подписала договор об ассоциации в 1996 году, но еще весьма далека от цели.
Как считает премьер-министр Николай Азаров, «Украина представляет собой дополнительный фактор стабильности для Европы, потому что разделяет с ней одни ценности. Кроме того, она — важный фактор мира. Украина обладает огромным потенциалом природных ресурсов. Мы нуждаемся в Европе, но и она нуждается в нас».
Европейские инвесторы проявляют интерес к житнице бывшего СССР, особенно к ее сельскохозяйственному сектору. Кроме того, это 46-миллионный рынок и самая большая по площади страна в Восточной Европе. В то же время, украинская экономика страдает о того, что ее металлургическая промышленность слишком сильно зависит от внешних факторов, таких как сотрудничество с Россией и мировая конъюнктура.
Вообще, Москва представляет собой один из главных факторов риска для Киева, который решительно движется к сближению с Европой. Кремль наращивает экономическое и политическое давление для того, чтобы привлечь бывшего вассала в Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией, который создается как своего рода альтернатива ЕС. Россия является главным торговым партнером Украины и пригрозила закрыть свой рынок для целого ряда украинских товаров (касается сельского хозяйства и металлургии), а также сократить промышленное сотрудничество в авиастроении, ядерной отрасли и машиностроении. Главным рычагом давления в руках Москвы, безусловно, является российский газ, по объемам потребления которого украинская экономика занимает первое место в Европе. «Мы уже сократили импорт российского газа с 40 до 26 миллиардов кубометров в год, — говорит Николай Азаров. — Если понадобится, мы можем полностью отказаться от закупок российского газа путем расширения нашей собственной добычи и европейского импорта». Как отмечает источник в европейских дипломатических кругах, «Россия тем самым может упустить огромную прибыль. Кроме того, украинская газотранспортная система, по которой идут российские поставки в Европу, является серьезным инструментом давления Киева на Москву».
Как бы то ни было, украинский премьер подчеркнул, что «об отдалении от России не может идти и речи. Никто не рассорит нас с нашими русскими братьями!» Министр иностранных дел Леонид Кожара, который не скрывает желания наладить двусторонние отношения, в свою очередь говорит, что понимает «особые чувства России к Украине», однако настаивает на «равенстве» в диалоге с Москвой.