Как и ожидалось, действующий президент Таджикистана Эмомали Рахмон одержал уверенную победу на выборах, которые прошли 6 ноября в этой центральноазиатской стране. Согласно официальным данным, за него проголосовали 83,6% избирателей (3,2 млн человек). Таким образом, таджикский лидер, который возглавляет Таджикистан с 1992 года, будет править этой страной еще семь лет. И в процентном соотношении, и в абсолютных цифрах, Рахмон набрал больше, чем на предыдущих выборах — в 2006 году. Ни один из пяти его конкурентов не набрал и 5-ти процентов голосов.
Следует отметить, что для регистрации каждый кандидат в президенты должен был собрать 210 тысяч подписей в свою поддержку. Оппозиционные Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ) и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), выдвигавшие в кандидаты правозащитницу Ойнихол Бобоназарову, не смогли представить нужного количества подписей. В результате СДПТ бойкотировала голосование, а ПИВТ заявила о нежелании каким-либо образом участвовать в избирательном процессе.
Наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ назвали выборы в Таджикистане «недостаточно состязательными и демократичными». «Несмотря на то, что они были спокойными и мирными, это были выборы без реального выбора. Для демократических устремлений Таджикистана критически необходим более широкий политический плюрализм», — отметила специальный координатор краткосрочной миссии наблюдателей ОБСЕ Гордана Комич, которую цитируют РИА Новости.
Читайте также: Президентские выборы в Таджикистане - без сенсаций и инцидентов
Как отмечают наблюдатели, в свой четвертый термин Рахмон столкнется с ростом социальной напряженности, поскольку 50% таджиков живут за чертой бедности. Половина ВВП страны формируется за счет денег, которые за рубежом зарабатывают таджикские мигранты. Кроме этого, как сообщила Би-Би-Си, Таджикистан может столкнуться с вызовами в сфере безопасности, которые исходят от групп исламистов в соседнем Афганистане, после того как страны НАТО выведут оттуда свой контингент в следующем году.
Впрочем, не исключено, что Рахмон после завершения этого термина будет баллотироваться, хотя согласно действующей конституции, которая ограничивает пребывания президента двумя сроками подряд. Но для этого ему придется опять проводить референдум и вносить изменения в конституцию, как это было в 1999 году. А это вполне реально как для президента, который пользуется популярностью в стране.
«День» обратился к независимому эксперту Рашиду Гани АБДУЛЛО с просьбой прокомментировать результаты выборов и рассказать, есть ли в нынешнем Таджикистане альтернатива нынешнему 61-летнему лидеру?
— Если была бы ему реальная альтернатива — кандидат, который обладал бы реальным политическим весом, то этот вопрос не возникал бы. В настоящее время в Таджикистане нет такого кандидата, который обладал такими же возможностями, как президент — не только среди элит, но и в обществе в целом. Поэтому то, что мы сегодня имеем, — это определенное отражение реальности.
Что касается того, что США и Европа не признают выборы в Таджикистане честными и свободными? А вот западные страны, как раз и не имеют права не признавать эти выборы. Ведь Ойнихол Бобоназарова сошла с дистанции по техническим причинам. Закон принимает во внимание формальные вещи — она сошла не по политическим мотивам, а просто не набрала необходимого количества голосов. С этой точки зрения, действия западных стран выглядят не очень убедительно. С другой стороны, вряд ли Запад расстроен случившимся. Для него важен стабильный Таджикистан, чтобы решать свои вопросы. А западным странам для вывода своих войск из Афганистана нужна стабильность. Если эту стабильность обеспечивают действующие главы государств, то, западные страны поворчат, но в целом они вполне согласны со случившимся.