Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце октября по Украине прокатилась волна всевозможных празднований 70-й годовщины освобождения Киева и страны от фашистских захватчиков; прошли довольно масштабные митинги под руководством Партии регионов, на которых участники, разумеется, клялись бороться с «фашизмом» в стране и всячески осуждать его.

В конце октября по Украине прокатилась волна всевозможных празднований 70-й годовщины освобождения Киева и страны от фашистских захватчиков; прошли довольно масштабные митинги под руководством Партии регионов, на которых участники, разумеется, клялись бороться с «фашизмом» в стране и всячески осуждать его.
 
На одном таком митинге выступил и председатель Верховной Рады Владимир Рыбак, и таким образом было продемонстрировано, что осуждение «фашизма» исходит от самых верхов.
 
Вопреки всей театральности этих акций, их шаблонному характеру – для всех было ясно, что они, во-первых, имеют конкретную политическую цель, а во-вторых, их настроение отдавало и совковой ностальгией, и явно негосударственнической и недемократической идеологичностью. К этому явлению можно отнестись как к ненужному маскараду людей, которые, шагая вперед, почему-то все время смотрят в прошлое, - и отвернуться.
 
Однако в этой акции есть и такие моменты, которые могут принести в наше общество вполне нежелательные, «разрывные» результаты.
 
Именно это и предлагаю проанализировать и подумать об опасных тенденциях.
 
Первое. Не секрет, что идеологию эпохи сталинизма о «священной борьбе с вечным злом – фашизмом» ПР позаимствовала из сферы российских политтехнологий еще в эпоху «позднего Кучмы» и с помощью нее сумела мобилизовать советизированной электорат сначала Донбасса, а за ним – и Юго-Востока Украины.
 
Сначала «фашистами» стали какие-то абстрактные враги трудового шахтерского народа, потом Ющенко, далее – все «оранжевые», впоследствии НАТО, абстрактный американский империализм и т.д. Все эти «нечистые» силы хотели бы отобрать у «простого народа» его «Великую победу», «поссорить с братской Россией» и «запретить русский язык».
 
Таким образом, в 2000-е годы мы увидели огромный цинизм, манипуляции очень весомыми понятиями, идеалами, фактами.
 
И, что хуже всего, украинское общество начало к этому цинизму привыкать.
 
Второе. Улучшив жизнь «уже сегодня», «прогнув» страну под себя и параллельно потеряв всякое желание дергаться в сторону социально-экономических инициатив, правящая партия уже в 2010-е годы решила повторно оседлать «фашистского коня», чтобы снова мобилизовать свой электорат – ведь больше его мобилизовать нечем.
 
Теперь, по счастью, и возможность для использования этого коня подвернулась: в украинском обществе усиливается запрос на национальную идею, растет патриотическое и государственное сознание, в парламенте появилась националистическая партия.
 
И вот всю страну покрыли бигборды с поздравлениями к 70-й годовщине освобождения страны от фашизма и массовые митинги... В этой пророссийской акции настораживает уже агрессивная аморальность. Ведь «фашистами» собираются объявить чуть ли не полстраны – то есть всех тех, кто понимает историческую роль УПА, потребность государственного подхода к военной проблематике, и в целом имеет твердые патриотические убеждения.
 
То, что такие псевдопразднования побед над «фашизмом» ведут страну к расколу – это известно. Однако они несут в себе еще несколько «подводных мин».
 
Об этом – в тезисах политтехнологов:
 
1. Систематическое заимствование  из российского политтехнологического  «арсенала» идеологии, приемов политической  борьбы, самой стилистики политической  «проработки» общества неуклонно  ведет Украину к неототалитаризму, которым так больна современная Россия.
 
2. Циничное и искаженное использование тем Второй мировой войны при решении корыстных политических  задач определенными политическими группами ведет к упрощению подвига и героики, к реальному  деформированию правды в разговоре про войну, в которой, как утверждают историки, было на самом деле два поражения и две победы.
 
3. Неразборчивое, ложное, коварное обвинение в »фашизме» всех, кто чем-то не понравился провластным  структурам или отличается четкой  национально-государственнической позицией, подталкивает нашу страну к принципам мотивированной нетерпимости и ненависти, которые известно чем грозят.
 
4. Сам факт обвинения каких-то  политических групп, лиц в »фашизме»  – или, корректнее, в нацизме –  является делом очень серьезным и ответственным. Этим обвинением нельзя разбрасываться налево и направо.
 
В цивилизованном мире такие обвинения несут в себе определенную политологическую, правовую и моральную составляющие. То есть, все общество должно знать, за какие именно идеи и взгляды осуждается лицо, например, как фашист, на каких юридических основаниях это осуждение основывается, и с каких нравственных позиций ведется осуждение.
 
В нынешней Украине получилось так, что обвиняют, прежде всего, на основаниях определенного игнорирования законности как таковой и с нравственных позиций людей, которые уважают только беззаконие и силу.
 
Иными словами, настоящие фашисты – так как фашизм или, точнее, национал-социализм - это прежде всего тоталитарность и имперскость мышления – уже судят выдуманных «фашистов».
 
И последнее обобщение.
 
Перед патриотами Украины стоит одна большая стратегическая задача: вытащить нашу страну из ментально-цивилизационного пространства России, в которое мы постепенно втянулись еще с 17 века.
 
Тема победы СССР над нацистской Германией настолько глубоко, до фанатизма вошла в русское национальное сознание, российскую государственную пропаганду, в русскую культурную парадигму, что невольно, задев эту тему, мы заимствуем российскую систему мышления и оценки мира, истории.
 
Поэтому любые празднования по московскому образцу юбилеев советского «освобождения», как бы благородно они ни выглядели, всегда будут очередным втягиванием украинской нации в российскую систему координат, в русское национальное сознание, в российскую государственную пропаганду.
 
Могут ли такие акции формировать украинское государственное сознание?
 
Вот над этим стоит задуматься.
 
Перевод: Антон Ефремов.