Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Майдан – не подопытный кролик

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Снаряд недовольства рано или поздно должен был взорваться. И он взорвался. Массово и сильно. Третье воскресенье подряд в центр Киева стекаются «реки» людей – сотни тысяч. С каждым разом их все больше и больше. Сам Майдан функционирует круглосуточно.

Снаряд недовольства рано или поздно должен был взорваться. И он взорвался. Массово и сильно. Третье воскресенье подряд в центр Киева стекаются «реки» людей – сотни тысяч. С каждым разом их все больше и больше. Сам Майдан функционирует круглосуточно. В этой ситуации даже наибольшие пессимисты и противники должны осознать – все очень серьезно и сложно. Проблема сама по себе не рассосется. Нужны решения и действия. Почему?

Людям хронически не нравится отсутствие кардинальных изменений в этой стране, их жизни к лучшему. Последний массовый протест был в 2004 году, но революцией он так и не стал. Коренного реформирования страны не произошло, лишь частичный косметический ремонт. А шанс был – один из лучших. Граждане тогда сделали свое дело – мирно, долго и упорно митинговали, требовали.

Не сделали свое дело политики, которым Майдан делегировал свои надежды и полномочия. Преимущественно к власти пришли люди из системы, которую президент Кучма строил в течение десяти лет (продолжил бы и дальше, но...). Вооружившись новыми лозунгами о демократии и реформах «новые» политики сохранили знакомую им систему. Бороться не хотели, да и не умели. Поэтому в 2010-м проиграли.

Что происходит сегодня?

Власть. По сути, Президент и Партия регионов продолжила жить в системе координат, которую она должна была унаследовать в 2004-м, но унаследовала в 2010-м. Конечно, немного измененную. Но это ей не помешало быстро все «починить». Сразу было переформатировано большинство в парламенте и главное очень скоро реанимирована Конституция времен второго президента. По утверждению правоведов, о юридической чистоте речь не идет. Далее власти продолжила отшлифовывать свою вертикаль и напринимала еще ряд одиозных решений.

Но появилось одно очень важное обстоятельство, которое могло помочь Президенту начать, наконец, ломать систему. Этим обстоятельством стало стремление украинцев приобщиться к европейским стандартам жизни, вернуться в европейскую семью народов, к которой она издревле принадлежала. Конечно, власть обладала всеми полномочиями для того, чтобы начать настоящие реформы раньше, но система тянула назад, да и большого желания что-то менять не было. Подписание Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом – это был шанс.

Регионалы вроде решительно встали на этот путь. Убеждали избирателей, «ломали» несогласных среди своих, даже выдержали давление России. Но за неделю до Вильнюса развернулись на 180 градусов. И одним махом похоронили все. Виновата в этом и оппозиция, которая на словах выступала за евроассоциацию, а на самом деле вела свою игру и ставила подножки, виновата и Европа, которая сделала заложником «проблемы Тимошенко» всю страну. Но ответственность легла на власть. Она с этим не согласилась: грубо и по-садистски разогнала молодежь 30 ноября. И получила новую силу – Майдан.

Но даже после того, как пламя уже разгорелось, были все шансы погасить раздражение и ярость людей. Реакция властей на действия «Беркута» должна была быть молниеносной – немедленные увольнения ряда высокопоставленных чиновников, проведения расследования и наказания виновных. Этого не произошло (нет результатов до сих по ). Что получили? В прошлое воскресенье на митинг вышло полмиллиона граждан. Состоялись провокации возле Администрации Президента и снова зверское избиение людей. Били провокаторов или нет, сложно сказать, по утверждению СМИ, избили и удерживают за решеткой много невинных людей.

Далее президент совершает государственный визит в Китай. На пути в Киев залетает в гости к Путину в Сочи и о чем-то договаривается. О чем ? Неизвестно... Дополнительное недовольство. Параллельно выступает премьер Азаров  министр внутренних дел Захарченко и заявляют: митингующие будут отвечать. Еще масла в огонь. И вот. Сегодня новый массовый Майдан. Говорят миллион... Ситуация очень опасная.

А что Президент? Почему до сих пор нет реакции? Прокомментировал ситуацию даже президент России Путин, провокационно и цинично назвав митинги в Киеве погромами (так нужно российскому зрителю). Вместо адекватных решений власти, мы пока видим заявления и действия, которые лишь обостряют ситуацию.

Оппозиция. Здесь вопросов больше, ведь она позиционирует себя в качестве альтернативы. О грехах этой «альтернативы» уже сказано столько, что не заметит только ленивый. В своем последнем блоге о некоторых из них я писал.

Сегодняшний митинг подтвердил – оппозиция хотя и не перестает повторять – «без провокаций!», выбирает радикальный путь. Сколько писалось о том, что подпускать Турчинова на сцену опасно. Как и две недели назад, сегодня он вновь призвал часть Майдана пройтись возле правительственных зданий и заблокировать Верховную Раду, Администрацию Президента, Кабинет министров. Эти здания, как известно, охраняют специальные подразделения, тысячи правоохранителей. Кто ответит если будут жертвы?.. Вот вам и основания для ведения чрезвычайного положения.

Возможно, Турчинов (другие оппозиционеры согласны) выполняет распоряжения Тимошенко? Ее дочь со сцены зачитала письмо мамы, в котором экс-премьер призвала – «никаких переговоров с бандой, немедленно отстранить от власти режим Януковича». А как же предложения моральных авторитетов, к которым ранее призывала прислушаться Тимошенко? Участник инициативы «Первого декабря» Мирослав Попович с той же сцены от имени группы пригласил «к открытому диалогу Президента, трех предыдущих глав государства, представителей политических структур и общественности».

Кроме этого, многочисленные общественные деятели и даже лидеры оппозиционных сил говорили о требованиях: освобождение заключенных, задержанных во время последних митингов, отставку и наказания ответственных за избиение людей, отставка правительства. И только после выполнения этих требований властью, можно говорить о переговорах. Также среди общих требований: подписание соглашения с Евросоюзом, досрочные выборы... Интересно, если «банду – геть!», кто будет расследовать преступления «Беркута»? Почему до сих пор никто не говорит о создании независимой Общественной комиссии без власти и оппозиции?

Похоже, у определенных лиц из оппозиции есть свой план действий – прийти к власти (иногда, правда, говорят об изменении системы... не верю, когда это звучит от таких лиц!). Все остальное – заявления священнослужителей, моральных авторитетов, общественных деятелей, творческих людей – ширма, которая должна обеспечить массовость и уверенность участников Майдана. Кстати, какие требования перечисленные категории людей выставляют оппозиции? Контролируют ли они ее вообще?

Ну а сами участники Майдана должны сказать себе: «Мы не подопытные кролики, мы не позволим себя использовать в качестве «живого мяса» в ваших войнах за власть. Мы – народ».

Не надо забывать и о российском факторе. Кремль всегда был заинтересован в слабой Украиной. Тогда легче влиять, а через определенных лиц в самой Украине даже управлять. Пятая колонна в действии. В Москве очень внимательно следят за тем, что происходит в Киеве. А при определенных обстоятельствах, когда реализуются подготовленные сценарии, такие провокации как заявление депутата горсовета Севастополя Смольянинова к Путину с призывом ввести войска в Украину, могут быть как раз кстати...

Пока обе стороны противостояния в Украине делают все, чтобы эскалация конфликта продолжилась. Каждая из них надеется, что в ситуации хаоса реализует свой план и выигрывает. Но обе стороны ошибаются. Они проиграют. Когда люди окончательно поймут, что их используют, они уже не пойдут валить памятник Ленину, они пойдут валить и власть, и оппозицию. Это худший сценарий.

Позитив. Майдан, несмотря на то, что он все больше радикализируется, становится субъектом и формой влияния в украинской политической жизни. Если его активистам из общественного сектора удастся сохранить здравый смысл и сделать следующий шаг – самоорганизоваться в рамках определенной платформы, сохраняя энергию Майдана, тогда она превратится в настоящую силу, которую игнорировать будет опасно. Вот тогда появится шанс изменить систему.