Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сколько фашистов в украинской оппозиции?

Москва и русофилы используют страх как оружие, чтобы затормозить движение Украины в Европу. Одна из их главных задач — дискредитация оппозиции, которую называют сборищем фашистов.

© REUTERS / Gleb Garanich Лидер националистической партии "Свобода" Олег Тягнибок на "народном вече" в Киеве
Лидер националистической партии Свобода Олег Тягнибок на народном вече в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чтобы затормозить движение Украины в Европу, Москва и русофилы используют страх. Одна из их главных задач — дискредитировать оппозицию, которую называют сборищем фашистов. Хотя эти обвинения явно преувеличены ради нужд пропаганды, безосновательными их никак не назвать. В частности это относится к одной из трех партий проевропейской оппозиции, «Свободе».

Если верить Москве и ее сторонникам, решение Украины отказаться от движения в Европу и остаться под крылом у России не только пойдет на пользу ее экономике, но и позволит стране избежать кровопролития. Дело в том, что эти русскоязычные русофилы описывают украинскую оппозицию, которая протестует против отказа от подписания соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, как рассадник готовых пойти на любые зверства фашистов или даже неонацистов.

Незадолго до начала кризиса в Киеве один из главных советников Владимира Путина Сергей Глазьев даже заявил, что в случае подписания соглашения с Брюсселем русскоязычный восток Украины был бы вправе объявить о своей независимости, и что Россия могла бы его поддержать... Кремль уже не первый раз грозит Украине. Во время распада Советского Союза в 1991 году вице-президент России Александр Руцкой намекнул на вероятность кровавой бани в случае, если Киев уйдет с орбиты Москвы.

Чтобы затормозить движение Украины в Европу, Москва и русофилы используют страх. Одна из их главных задач — дискредитировать оппозицию, которую называют сборищем фашистов. Хотя эти обвинения явно преувеличены ради нужд пропаганды, безосновательными их никак не назвать. В частности это относится к одной из трех партий проевропейской оппозиции, «Свободе». Ее называют «ультраправой», «националистической» или даже «ультранационалистической».

Тяжелый багаж

На последних парламентских выборах в октябре 2012 года «Свобода», которой в прошлом с трудом удавалось набрать даже 1%, записала на свой счет 10,5% голосов (два миллиона человек). В результате она стала четвертой по значимости политической силой страны с 37 из 450 кресел в Верховной раде. «Свободе» удалось набрать по 30-40% на аграрном и украиноязычном западе страны, тогда как на русскоязычном и промышленном востоке ей досталось меньше 1%. Это некогда микроскопическое антикоммунистическое движение стало третьей составляющей украинской оппозиции после Блока Юлии Тимошенко (103 депутатских кресла) и либеральной партии «Удар» боксера Виталия Кличко (40).

Власть обвиняет «фашистов» из «Свободы» в насилии и организации потасовок с полицией во время протестных акций в Киеве. Оппозиция отвечает, что виной всему нанятые властями провокаторы. Как бы то ни было, за плечами свободы — тяжелый багаж: до 2004 года она называлась Социал-национальной партией Украины. Исторически ее члены считают себя продолжателями дела Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии, которая активно сотрудничала с нацистами во время Второй мировой войны и устроила кровавые расправы над евреями в Галиции (запад Украины).

Впоследствии часть этих сепаратистов выступила против нацистов и пролила кровь в боях. Как бы то ни было, нынешнего лидера «Свободы» Олега Тягнибка, который всячески отрицает любые обвинения в антисемитизме, в 2004 году исключили из парламентской фракции за прозвучавшие в телеэфире слова о засилии в стране «москальской еврейской мафии». Он привел в пример лидера украинского повстанческого движения времен Второй мировой войны, который сражался «с русскими, немцами, евреями и всеми другими врагами, которые хотели лишить нас украинского государства».

«Постфашизм»

«Свобода» так и не отказалась от символа в виде свастики, который служил ей логотипом до 2003 года. Многие члены партии являются бывшими бойцами полувоенной организации «Патриоты Украины», которая совершенно открыто придерживается нацизма и призывает очистить страну от евреев и прочих меньшинств. Сегодня между двумя движениями «официально» нет никаких связей. Представители «Свободы» тоже отметились гомофобскими, расистскими и антисемитскими заявлениями.

Как бы то ни было, давление европейцев, американцев и союзников из украинских «демократов», а также политический реализм подталкивают некогда экстремистскую «Свободу» к тому, чтобы создать себе более презентабельный, «постфашистский» имидж. Ее изначально ультранационалистическая идеология вступает в противоречие с проевропейским позиционированием. На самом деле успех «Свободы» связан не с расистской и русофобской риторикой или новой проевропейской позицией, а в первую очередь с ее репутацией «честной» партии в условиях поразившей страну повальной коррупции.

Свои голоса за «Свободу» отдает прежде всего протестный, антисистемный электорат. Избиратели видят в ней «партию убеждений», «патриотов», которые противостоят коррумпированным «бандитам» из Партии регионов Виктора Януковича и влиятельных олигархов. Кроме того, выделяется «Свобода» и на фоне коалиции «газовой принцессы» Юлии Тимошенко, которая сколотила состояние на сомнительных сделках по российскому газу и сегодня отбывает тюремный срок за превышение должностных полномочий.