После того, как Узбекистан закрыл свою границу на крепкий замок, жизнь в Таджикистане, связь с внешним миром, поставка строительных материалов, ГСМ, продовольствие и другое, вплоть до выезда мигрантов в Россию решается через границу Киргизии. Несмотря на это, много таких событий, когда таджикские граждане переходят через нашу государственную границу, похищают наших граждан, грабят, разрушают их столовые, автомашины, поджигают. На днях таджикские пограничники стреляли в кыргызских военнослужащих. Есть раненые. Когда наше Министерство иностранных дел будет решать вопросы на равных с соседями? Так и будет ходить Министерство иностранных дел, ограничившись отправкой специальной ноты таджикской власти?
Салмоорбек Дыйканов, общественный деятель: «Наша власть боится встречаться со своим народом? Как бы ни было трудно, нам необходимо построить эту дорогу».
- Во-первых, надо поднять дух народа, живущего там. Необходимо всех объединить, призвать к согласию. Кроме того, необходимо ставить на руководство людей из них самих. Из-за таджикского анклава внутри Киргизии всегда возникают конфликты. Они во всех отношениях зависимы от нас. Они даже не считаются с нами, полагая, что у нас нет власти. В каком бы месте России не строились дороги и возникали трудности, их президент и премьер-министр тотчас мчатся туда и возвращаются после решения вопроса. А наша власть боится встречаться со своим народом? Какие бы трудности ни были, ту дорогу нам надо построить. Кроме этого, если мы не заберем землю между двумя дорогами, не переселим население, не построим дома, то те сольются, и наш Лейлекский район станет анклавом. Таджики прилагают все усилия, чтобы ни при каких условиях не дать нам построить дорогу. Невзирая на их действия и слова кыргызская власть должна принять жесткие меры. Пришли Акаев и Бакиев, но они ничего не сделали. Сейчас самое время построить, а иначе мы потеряем свою землю, завтра будет поздно.
Мамбетжунус Абылов, экс-посол: «Токон Мамытов хвастался, что съездил в Таджикистан и все решил. Где результаты?»
- Это международные отношения. До сегодняшнего дня северная часть нашей границы решилась, а южная часть не решается. При решении вопроса с северной частью мы отдали Китаю Узонгу-Кууш, а казахам – Каркыру. Оказалось, северный народ – это народ, не способный придавать значения земле. Причина в том, что северный народ в отличие от южного народа не жил на тесной земле. При выделении южному народу земельных наделов в среднем досталось только по 3,5 сотки земли, а северному народу досталось по 30-60 соток. Поэтому они молчали, даже когда отобрали землю. И в то время за Узонгу-Кууш и Каркыру выходили с протестами аксыйские джигиты, были расстреляны. В такой вопрос не мог вмешаться и Акаев. После того, как отдали Каркыру и Узонгу-Кууш, знали, насколько острым будет этот вопрос на юге, оставили этот вопрос на завтра. Бакиев пришел, не придал этому значения, ушел. Словно этого мало, не придали значения и сегодняшние власти. Поэтому демаркация не решается до сего дня.
Пограничный вопрос сложный, вызывающий споры между Киргизией -Таджикистаном и Киргизией -Узбекистаном. В таких делах трудно Баткенской области. Вместо того чтобы посоветоваться со знающими эту отрасль людьми: «Как нам решить судьбу анклавов?», – сегодняшние власти собрали вокруг себя с юга отъявленных подхалимов, расхваливающих их, всех плохих людей. Не подпускают к себе людей, которые могут подсказать. Токон Мамытов хвастался, что съездил в Таджикистан и вернулся, решив все вопросы. Где результаты? Все «подметальщики» молчат. В сегодняшней власти нет ни одного человека, способного решить данный вопрос. Поэтому, по-моему, надо прекратить очковтирательство. Пограничный вопрос крайне опасный. На все работы поставили своих людей, и анаша, и другие вещи проходят через их руки. У Атамбаева нет намерения решать этот вопрос. Если на то пошло, нам нужен даже 1 сантиметр земли.
Раимберди Дуйшонбиев, руководитель Пограничной службы КР: «Они пошли на такие действия, говоря: «Вы не стройте дорогу, остановите. Если не прекратите, то мы пусть даже силой, но остановим вас».
- После произошедших событий мы взяли один неразорвавшийся миномет (минометную мину), повезли и показали министру по пограничным вопросам Таджикистана. «На международном уровне никогда не должно быть таких дел, вот…», – сказали и показали ему. Он молча стоял.
Этот скандал начался при строительстве объездной дороги вокруг анклава Ворух в нашем государстве. «Вы не стройте дорогу, а если не остановитесь, то мы даже силой остановим». Такими действиями довели до случившихся событий. Как говорилось до этого, та земля, где строится дорога – это земля, которой мы пользовались. На той земле пока еще не проведена делимитация. Мы говорили таджикам, что построим дорогу. Когда 7 января межгосударственная комиссия поехала в Душанбе, тоже об этом шла речь. При встрече 9 января в городе Исфаре с таджикской властью мы говорили и предупредили: «Каким бы ни был момент или время мы построим дорогу. А после ее строительства межправительственная комиссия рассмотрит вопрос, если дорога останется на таджикской стороне, то перейдет к таджикской стороне, если на нашей стороне, то останется у нас. От дороги никому не будет трудностей». Там сейчас работает комиссия. Как я выше сказал, мы всегда стараемся избежать подобных столкновений. Хотя мы изо всех возможных сил стараемся переговорить с их руководством и решить вопрос, но они не выполняют некоторые наши договоренности.
Зулпукар Сапанов, главный редактор газеты «Учур»: «Они как хотят, так и заходят, расстреливая киргизских военнослужащих. До этого довела сама наша власть».
- Это дело указывает на халатность киргизской власти, отсутствие знаний у кыргызских руководителей, падение авторитета государства. Воспользовавшись хаосом внутри государства, входят не главы соседних стран, а пограничники без страха входят в Киргизию, до этого били ногами, входят и расстреливают кыргызского гражданина. На это кыргызская власть голоса не подала. Они как хотят, так и входят, стреляют в военных Киргизии. До этого довела сама наша власть. Еще раньше, когда били ногами, стреляли в кыргызских граждан, надо было принять более сильные меры. Оказалось, для сидящих на ветвях власти Киргизии нужна только территория Белого дома. Они дают знак – нам только это нужно, а другое не нужно. По вине такой халатности, трусости мучается наше государство, наш народ.
По моему мнению, нынешние руководители в Белом доме лгут, что борются с коррупцией, просто кого-то сажают, делают политические интриги для политиков, организуют политические шоу, эти знатоки только заставляют закипать раздражение народа, никогда не осчастливят государство, и этот вопрос не могут решить. До тех пор, пока они сидят во власти, мы никогда не увидим добра. Конфликтуя с соседними государствами, мы можем дойти до войны. Поэтому пока не уйдет сегодняшняя власть, пока не исчезнут сегодняшние руководители, в кыргызском государстве будут продолжаться такие события.
Равшан Жээнбеков, депутат ЖК: «Таджики тоже подают сигнал: «Если вы поднимете головы, мы вас всех разбомбим, расстреляем, потому что ваше государство ни на что не способно».
- Если экономика государства бессильная, власть неэффективная, тогда это государство всегда будут вот так унижать другие государства, насколько хватит их сил. На сегодняшний день положение Киргизии во всех отношениях, экономике, политике, армии, вопросах безопасности, находится в чрезвычайно бессильном состоянии. Об этом нашем положении на сегодняшний день знают все наши соседи.
Ну не будем говорить о могучем Узбекистане и Казахстане. Таджикистан с таким же положением как у нас начал стрелять в наших кыргызских военнослужащих, что считается одним из очень опасных вопросов. Потому что нам едва удерживающиеся таджики тоже посылают сигнал: «Если вы поднимете голову, то мы вас всех разбомбим, будем стрелять, потому ваше государство ни на что неспособно».
Покружив, все возвращается к внешней политике, безопасности, пограничным вопросам, эти вещи в обязательном порядке связаны с нашей внутренней политикой. Если мы в своем государстве сделаем видные системные перемены, усовершенствованные формы, сможем создать условия для развития своего государства, тогда и наши соседи тоже начнут бояться использовать против нас минометы, военнослужащих. Поэтому, покружив, мой ответ упирается снова в это же – мы должны стремиться внутри своего государства нужную нам самим границу улучшить, укрепить ее, создать условия, чтобы платить хорошую зарплату военнослужащим, пограничникам, то есть, превратиться в сильное государство.
Бакытбек Калмаматов, депутат ЖК: «К сожалению, сегодняшняя власть не может решить не только одну границу, но даже маленький вопрос. Граница – это вещь, определяющая, что страна является суверенной, независимой».
- В принципе, власть страны при сохранении ее суверенитета должна твердо верить, что свои границы определены. А также беречь их как зеницу ока. К сожалению, сегодняшняя власть не может решить не только вопросы границы, но даже маленький вопрос. Граница – это вещь, определяющая суверенитет страны. В настоящее время киргизские чиновники проводят несколько шаткую политику по пограничному вопросу, что стало известно после вчерашнего пограничного конфликта.
В Киргизии многие вопросы говорятся на словах, пишутся на бумаге, но не выполняются, это проявляется в моменты прихода настоящей трудности. Граница - не единственный вопрос. Мы узнали, что вКиргизии за 20 лет не было никакой реформы. Боже сохрани, пока не произошло нападения, сегодняшней власти надо одуматься и пойти на решительные шаги.