Выходящие на первый план вопросы внутренней и внешней политики не дают нам возможности переключить свое внимание на не менее актуальные вопросы. В то время как происходящие в непосредственной от нас близости события потрясают весь мир, главный пункт нашей повестки дня — несдержанные выкрики Реджепа Эрдогана... Вот уже несколько дней улицы Украины охвачены огнем. Премьер-министр Николай Азаров был вынужден подать в отставку. То, что народ на Украине высыпал на улицы, можно объяснить двумя очевидными причинами: приостановление соглашения об ассоциации с Европейским союзом и принятие Верховной Радой целого пакета ограничивающих свободы законов.
Как последние события на территории нашего северного соседа повлияют на страны региона и прежде всего Турцию?
Обратимся к экспертному мнению опытного дипломата, посла в отставке Онура Оймена (Onur Öymen).
Полагая, что происходящие события необходимо рассматривать как последствия распада Советского Союза, Онур Оймен отмечает следующее: «Украина — крупнейшее после России государство на постсоветском пространстве. Как с промышленной, так и геополитической точки зрения она чрезвычайно важна. Россия никогда не могла согласиться с выходом Украины, как и Белоруссии, из зоны собственного влияния. Поэтому происходящие на Украине политические события превратились в сцену противостояния местных политиков, одобряющих сохранение влияния России, с одной стороны, и политиков, желающих выйти из орбиты России и войти в пояс Запада, Европейского союза, НАТО, — с другой. Как только под воздействием экономических трудностей основные предпочтения украинского народа также оказались на стороне объединения с Европейским союзом, начался еще более острый конфликт. Затем протестные народные демонстрации последних дней стали принимать облик если не „арабской“, то „славянской весны“. По всей видимости, митингующие полагают, что смогут добиться ожидаемых политических результатов; стало очевидно, что власти долго не смогут сопротивляться. Хотя полиция пыталась жестко подавить эти демонстрации, открывая по митингующим огонь, руководство страны не могло предвидеть опасности возникновения гражданской войны по ближневосточному сценарию. В результате складывается следующая картина: приближающаяся весна может стать „славянской“. Поступающие из Украины кадры это подтверждают. И ситуация будет совсем не простой».
Читайте также: Россияне считают протесты на Украине государственным переворотом
Сравнение событий на Украине и в Турции
«Турция и Украина — страны, обладающие разными системами. Турция — независимая страна. Это член НАТО и западное государство. Однако турецкий народ с новой силой реагирует на проблемы развития демократии. При этом Турция не стремится к смене режима, а считает необходимым превратить созданный вместе с Республикой режим в абсолютную демократию. На Украине же речь идет об устранении пережитков прежнего режима и ориентации на смену режима в подлинном смысле этого слова. Турция не вступает в подобную схватку за трансформацию режима. Напротив, в ответ на намерения тех, кто хочет повернуть назад, она желает отстаивать идею Республиканского общества, созданный Ататюрком режим и принципы демократии. В этом заключается смысл происходящей в Турции борьбы. А для этого необходимо прислушиваться к голосу народа. Следует препятствовать антидемократическим явлениям и процессам. Турецкий народ уже не обладает такой выносливостью, чтобы пойти на очередную полную смену режима. Такова общая картина. Между тем события на Украине могут оказать влияние и на другие страны региона. Возможно, некоторое беспокойство существует и в этой связи. Полагаю, что после Украины отголоски этих событий могут достигнуть Белоруссии или некоторых кавказских государств. Таким образом, считать происходящее началом „славянской весны“, думаю, не будет большим преувеличением».
Турецкая проправительственная пресса задается вопросом: «Может ли первый президент Франции, который за последние 22 года посетил Турцию, Франсуа Олланд, растопить лед в отношениях двух стран?» Онур Оймен дает ответ и на этот вопрос: «Франция — это страна, которая держит Турцию на расстоянии вытянутой руки, и это нужно видеть. Исправить данную ситуацию с помощью одного визита немыслимо. Возможно, есть внутриполитические причины, такие как армянский вопрос. Может быть, есть формат Европейского союза, так как одна только Франция ветировала пять разделов переговорного процесса. А именно, они открыто говорят: мы не хотим вашего членства в Союзе. Изменит ли Франция эту позицию? Да, Франция действительно в некоторой степени изменила риторику, ожидая реализации определенных своих экономических интересов, но этого явно недостаточно. Франции действительно нужно пересмотреть свою позицию по вопросу членства Турции в ЕС. Или она будет выступать против этого, или поддержит переговорный процесс. Делать эти взаимоисключающие шаги одновременно невозможно. Вы, глядя прямо в глаза Турции, будете принимать в вашем парламенте решение, не согласующееся с международной Конвенцией о геноциде, вы поддержите это решение на уровне президента, но судебные инстанции могут его не пропустить. А затем, прибыв в Турцию, вы будете говорить о близких дружественных отношениях двух стран. Воспринял ли в ходе этого визита президент Олланд все то, что так эмоционально пыталась донести Турция? Повлечет ли этот визит за собой изменения в его подходах? Способно ли общество во Франции повлиять на определенные круги? Подождем дальнейшего развития событий. Вопрос Франции требует осторожности».