Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возможно ли сейчас внутриукраинское понимание?

И украинские, и зарубежные политики, политические эксперты и публицисты говорят сегодня о необходимости всеукраинского национального понимания и национального примирения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С обеих сторон баррикад были, за незначительным исключением, — люди с паспортами Украины. Поэтому действительно номинально несколько дней в Киеве продолжалась такая себе украинско-украинская война в миниатюре. И опять-таки «но»: если это действительно такая война, сугубо внутренняя, то почему же большое количество ее участников со стороны власти цепляли на себя имперские символы России — «георгиевские ленты»?

И украинские, и зарубежные политики, политические эксперты и публицисты говорят сегодня о необходимости всеукраинского национального понимания и национального примирения. Мотивация одних основывается на общечеловеческих ценностях, мол, насилие — это ужасно, его любой ценой следует избегать, других — на циничном расчете: если конфликт не будет прекращен, то миллионы украинских беженцев хлынут в Европу, еще кого-то — на опасении, что внутренним раздором непременно воспользуется Москва, чтобы не только оттяпать часть Украины (это она делает уже в настоящее время), но и заграбастать ее всю. Этим список мотивации призывов к общенациональному пониманию и примирению на Украине не исчерпывается — его можно продолжать и продолжать, и цинизм и неискренность в нем соседствуют с кристальной честностью и открытостью души.

Слышны здесь и голоса культурных деятелей. И не только отечественных. Пронзительное публицистическое стихотворение с призывом к пониманию под впечатлением «пылающего Майдана» написал 81-летний русский поэт с украинским корнем Евгений Евтушенко, который живет и работает в США. В этом стихотворении, с одной стороны — солидарность с Майданом и нескрываемая симпатия к нему:

Невидимками на Майдане
Вместе — Пушкин, Брюллов, мы стоим.
Здесь прижались к народу мы втайне,
как давно и навеки к своим.


А с другой стороны, стихотворение проникнуто ужасом и неприятием насилия:

Что за ненависть, что за ярость
и с одной, и с другой стороны!
Разве мало вам Бабьего Яра,
и вам надо друг с другом войны?


Лейтмотив стихотворения Евтушенко — призыв к примирению и единению всех сторон:

Вы, Шевченко и Лина Костенко,
помирите их всех до конца!


Нельзя поставить под сомнение искренность поэта, но... Поэт и сценарист Станислав Чернилевский получил пять пулевых ранений, к счастью, не смертельных, а вот историк Богдан Сольчаник был убит снайпером. Оба не имели в руках оружия и не штурмовали позиции «Беркута». Поэтому и Пушкина, похоже, поджидал бы Дантес нашего времени со снайперской винтовкой Драгунова...

А в придачу ни Тарас Шевченко, ни Лина Костенко не могут помирить всех участников противостояния. Хотя бы потому, что вряд ли кто-то из бойцов крымского «Беркута» хоть раз раскрывал «Кобзарь», не говоря уже о томике Лины Костенко. Да и вообще — есть большие сомнения, что хотя бы кто-то из них слышал о поэтессе. А если бы и услышали, то кто такая для них Лина Васильевна? Какая-то «бандеровка», что «понаехала» в «наш Киев», несмотря на что она, уроженка Киевщины, прожила в украинской столице почти 80 лет... Огонь!

Хотя действительно с обеих сторон баррикад были, за незначительным исключением, — люди с паспортами Украины. Поэтому действительно номинально несколько дней в Киеве продолжалась такая себе украинско-украинская война в миниатюре. И опять-таки «но»: если это действительно такая война, сугубо внутренняя, то почему же большое количество ее участников со стороны власти цепляли на себя имперские символы России — «георгиевские ленты»? И почему в настоящее время крымский «Беркут», и не только он, действует под российскими флагами?

Один из ответов на последний вопрос, очевидно, заключается в том, что — по данным социологических центров — около 20% граждан Украины теперь голосовали бы против независимости Украинского государства. А от 10% до 15% до сих пор считают себя подданными СССР или России. Именно из этих категорий населения всегда рекрутировалась, по меньшей мере, половина «железобетонного» электората Виктора Януковича, именно из них, если считаться с содержанием страниц «беркутов» в социальных сетях, формировались в последние годы части спецназначения, именно людей с подобным менталитетом события последнего десятилетия забросили на наивысшие властные верхи Украинского государства.

«Совки» каждый отдельно — то просто «совки». И даже группа «совков» — то лишь публика, которая вместе ностальгирует по Сталину и передает детям и внукам соответствующую мифологию. А вот сообщество «совков» как определенная система с рычагами государственного управления и оружием в руках при телевизионной и газетной поддержке «совковой» агрессивной идеологии — действия по возобновлению СССР. В России это уже случилось; в масштабах всей Украины это, к счастью, не удалось. Поэтому должна идти речь не об украинско-украинской войне, а о войне Украины с СССР и его составной — УССР. Здесь с другой стороны задействован украинский элемент, но говорят ли, скажем, норвежцы о «норвежско-норвежской войне» в 1940—1945 годах, хоть в стране и существовало нацистское «правительство» Квислинга? И случайным ли было наблюдение того пользователя социальных сетей, который красивым русским языком написал о драматичных и трагических событиях в последние месяцы на Украине: «Если государственный флаг — знамя сопротивления, государственный гимн — песня протеста, значит страна — оккупирована?»

...И при всем этом, если не найти формулу пусть и не понимания (оно объективно маловероятное), а перемирия и «разрядки», то альтернативой станет или оккупация части Украины путинским мини-СССР, или — в оптимальном варианте — победа Украины над «совком» ценой десятков тысяч жизней.