Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отделение Крыма серьезно меняет электоральный расклад на Украине

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В свете происходящих в Крыму событий, судя по всему, жители полуострова не будут принимать участия в будущих украинских выборах. Не будем в данном случае углубляться в вопросы – можно ли в нынешних обстоятельствах провести на Украине хотя бы более-менее честные, свободные, конкурентные, прозрачные (одним словом — демократические) выборы? Можно ли в подобной обстановке в принципе обеспечить право граждан на волеизъявление на выборах?

В свете происходящих в Крыму событий, судя по всему, жители полуострова не будут принимать участия в будущих украинских выборах.

Не будем в данном случае углубляться в вопросы – можно ли в нынешних обстоятельствах провести на Украине хотя бы более-менее честные, свободные, конкурентные, прозрачные (одним словом — демократические) выборы? Можно ли в подобной обстановке принципе обеспечить право граждан на волеизъявление на выборах? Наконец, много ли вообще решают украинские выборы (читай: народ, который должен бы быть единым источником власти и носителем суверенитета), имеет ли значение голос украинского избирателя в условиях масштабного внешнего вмешательства во внутри украинские политические процессы? И т.д. и т.п.

Тем не менее – об электоральной картине Украины «без Крыма».

Безусловно, Крым – далеко не самый густонаселенный регион. По данным Главного управления статистики АРК, численность постоянного населения на 1 января 2014 г. составляла 1 млн 959 тыс. человек. Добавим 381 478 жителей Севастополя (это с г.Инкерман, пгт Кача и сельскими советами, подчиненными городскому совету) (данные управления статистики Севастополя на 1 мая 2012 г.). Из них примерно 1 млн 250 тыс (АРК Крым + Севастополь) – это избиратели.

В масштабах всей Украины вроде бы не так и много. Однако, принимая во внимание, во-первых, неизменно шаткий перевес, который имели «оранжевые» политические силы над «антиоранжевыми», и, во-вторых, ярко выраженные «антиоранжевые» настроения подавляющего большинства крымчан и севастопольцев — отнюдь не мало. Без преувеличения можно сказать, что позиция избирателей Крыма и Севастополя, выраженная в ходе голосования, нередко становилась определяющей в политических раскладах Украины.

Возьмем для примера президентские выборы 2010 года. Во втором туре Виктор Янукович получил 12 481 266 (48,95%) голосов избирателей, Юлия Тимошенко – 11 593 357 (45,47%).

Таким образом, в целом по Украине В. Янукович опередил Ю. Тимошенко на 887 909 голосов (3,48%).

При этом в АРК Крым за В. Януковича проголосовали 821 249 человек (78,24%), в г. Севастополь — 178 201 (84,35%). Ю. Тимошенко получила в Крыму 181 715 голосов (17,31%), в Севастополе — 21 940 (10,38%).

Суммарно (Крым+Севастополь): Виктор Янукович — 999 450 голосов, Юлия Тимошенко – 203 655 голосов.

Таким образом, разница в голосах, полученных во втором туре выборов в Крыму и Севастополе составила 795 795 голосов в пользу Виктора Януковича.

Вполне сравнимо с общим итоговым перевесом, который получил В. Янукович над Ю. Тимошенко в ходе президентских выборов.

Несложно представить, как бы выглядела электоральная картина на президентских выборах-2010, если исключить из числа избирателей Крым и Севастополь. Тогда перевес Виктора Януковича составил бы (887 909 минус 795 795) всего 92 114 голосов или 0,36%.

Т.е. практически ничего (попутно вспомним, что даже при 3,48% отставания Тимошенко пыталась оспорить результаты выборов – а что было бы при разнице в 0,36%?).

Уместно напомнить и результаты парламентских выборов 2012 года. По партийным спискам в АРК Крым Партия регионов получила 52,6% голосов, Компартия — 19,4% (ВО «Батькивщина» — 13,7% , «УДАР» — 7,1%). В Севастополе «регионалы» по спискам получили 46,9% голосов, КПУ — 29,4% (ВО «Батькивщина» — 5,8%, «Русский блок» — 5,4%, «УДАР» — 5%). Что до одномандатных округов, то из 10 «крымских» представители ПР взяли 9 (еще 1 – представитель партии «Союз» Л. Миримский), от 2-х округов Севастополя мандаты также получили выдвиженцы Партии регионов.

Даже при таких раскладах «регионалы» не дотянули до создания «своего» большинства в Верховной Раде. Если же исключить депутатские штыки, полученные благодаря Крыму и Севастополю, то недавняя партия власти вообще не имела бы никакого контроля над парламентом и возможностей проводить через него свои решения.

Наконец, нельзя не обратить внимание и на демографический фактор, отражающийся на электоральной картине. Так, если в 2004-м общее количество имеющих право голоса составляло 37,3 млн человек, то в 2010-м – только 36,8 млн. Но при этом число избирателей в областях Запада даже немного увеличилось (во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской и Ровенской суммарно на 31 тыс.), то в регионах Востока и Юга – резко уменьшилось (скажем, в Донецкой области имеющих право голоса в 2010-м стало меньше на 250 тыс. по сравнению с 2004-м годом!).

Очевидно, эта тенденция сохраняется и теперь, т.е. на следующих президентских выборах (например, в мае 2014-го) число избирателей юго-востока (преимущественно «антиоранжевых») будет еще меньше, чем было в 2010 году. Это в добавок к выше указанным «антиоранжевым» электоральным потерям в Крыму и Севастополе.

Перспектива вырисовывается соответствующая: в дальнейшем на любых выборах – хоть президентских, хоть парламентских – будут побеждать прозападные (антироссийские, националистические) силы и политики (если речь о выборах главы государства).

Причем, им даже не придется особо «заигрывать» с пророссийским/русскоязычным электоратом – для победы вполне хватит и прозападно/националистически/антироссийски настроенных избирателей. Т.е. из политических программ постепенно будут исчезать (за ненадобностью) «мессэджи», нацеленные на завоевание симпатий пророссийского/русскоязычного электората. Платформы будут становиться все более четкими в том, что касается прозападной ориентации Украины во внешней политике и построении «украинской Украины» во внутренней.

Это, в свою очередь, будет толкать и политические силы т.н. центристского толка (образца «блока Литвина» или ПППУ Кинаха – неизменно демонстрировавшие готовность сотрудничать как с «оранжевыми», так и «антиоранжевыми» — лишь бы быть возле власти) занимать более прозападную/националистическую позицию (что найдет свое отражение в их программах).

Все вместе это означает и вполне определенный курс во внешней и внутренней политике, не сулящий ничего хорошего ни для русских и русскоязычных граждан Украины, ни для развития украинско-российских интеграционных связей.