Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как голосовал Славянск, бастион украинских сепаратистов

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанк"Народный мэр" Славянска Вячеслав Пономарев голосует на референдуме о статусе самопровозглашенной Донецкой народной республики на избирательном участке в Славянске
Народный мэр Славянска Вячеслав Пономарев голосует на референдуме о статусе самопровозглашенной Донецкой народной республики на избирательном участке в Славянске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Город находится в руках вооруженных людей, которые диктуют всем свои законы и на корню душат голоса несогласных, не чураясь даже похищений и убийств. Там сформировалось почти что параноидальное восприятие действительности. Люди ждут, ни больше ни меньше, уничтожения города украинской армией при поддержке ультранационалистического украинского движения «Правый сектор».

11 мая Славянск, этот вооруженный, враждебный и параноидальный город-призрак, полностью преобразился. Он стал образцовым городом, где важна любая деталь вплоть до расположения цветочных горшков. Славянск с его 100 000 населением, который давно превратился в один из главных оплотов вооруженных сепаратистов с востока Украины, хочет, чтобы его референдум прошел по-настоящему показательно. Голосование проходит на всей территории Донецкой и Луганской областей. Оно организовано местными сепаратистами всего за несколько дней и уже признано незаконным киевскими властями. На референдуме должно быть принято решение о «государственном суверенитете» (вопрос поставлен на русском и украинском языках) двух самопровозглашенных «республик».

Как бы то ни было, еще в субботу вечером праздник был подпорчен украинской армией, которая вот уже десять дней держит город в оцеплении, а теперь провела непривычную демонстрацию силы. Ночью в течение часа в северном направлении была слышна стрельба из крупнокалиберного оружия, за которой последовали выстрелы из автоматов ближе к центру города. Бойцы с блокпоста у деревни Андреевка утверждают, что в 7 утра оказались под минометным и танковым обстрелом, однако потерь они не понесли. Стрельба возобновилась незадолго до назначенного на 8 часов голосования.

Несчастна с распада СССР

К этому времени 78-летняя Елена Павлова уже десять минут простояла перед входом в Дом культуры Ленина. Первая избирательница в Славянске не испытывает по этому поводу никакой гордости и говорит, что не смогла сомкнуть глаз после того, как услышала взрывы. Сейчас она собирается опустить в урну бюллетень (на нем не проставлен номер в отличие от тех, что обычно выдают киевские власти) с ответом «да». «Потому что с распада СССР в моей жизни нет счастья и потому что 1050 гривен пенсии едва хватает на хлеб». Но изменит ли что-то независимость Донецкой области или даже ее присоединение к России? «Да!»

Три избирательных участка (из 56 по всему городу), на которых мы побывали с утра, работают без сучка без задоринки. Руководящие ходом референдума члены избирательных комиссий по большей части те же самые люди, которые занимаются обычными выборами. К их числу относится и Наталья, которая работает в местном соцобеспечении. Ее дети у бабушки, а муж стоит на баррикадах с оружием в руках. Она же пришла сюда, чтобы исполнить «гражданский долг». Она говорит, что «не против Украины», но больше не может жить «в одной стране с киевской хунтой после случившегося в Одессе» (там во время уличных столкновений и пожара в Доме профсоюзов погибли более 40 человек, по большей части пророссийские демонстранты).

Проходящий мимо парень Дима качает головой: «Каждая пуля по нам — это еще один голос». В привокзальный Дом культуры хлынул поток людей. Около 30 человек выстроились в очередь у входа. Здесь собралось немало тех, кто голосует не в своем избирательном участке. Людям нужно просто предъявить паспорт и от руки внести свое имя в специальный список. Обычные избирательные списки (по ним проводились выборы 2012 года) были переданы сепаратистам руководством каждого округа после внушений или даже угроз.

Глава избирательного участка признает, что такая система не может гарантировать честных выборов. «Конечно, ничто не может помешать человеку проголосовать несколько раз, никто не будет это проверять, но я верю в гражданскую ответственность горожан», — уверен Григорий Лопатко. Наплыв избирателей в Славянске не стал ни для кого сюрпризом: этот расположенный к северу от Донецка район оказался в тяжелом экономическом положении и оказал широкую поддержку сепаратистам с самого начала восстания.

Паранойя


Кроме того, с 12 апреля город находится в руках вооруженных людей, которые диктуют всем свои законы и на корню душат голоса несогласных, не чураясь даже похищений и убийств. Там сформировалось почти что параноидальное восприятие действительности. Люди ждут, ни больше ни меньше, уничтожения города украинской армией при поддержке ультранационалистического украинского движения «Правый сектор», присутствие которого скорее вымысел, чем реальная действительность.

В субботу вечером одна местная торговка, которая ранее придерживалась весьма умеренной позиции о необходимости договориться с Киевом, так оценила ситуацию: «Все кончено, пути назад больше нет». Тем же утром она отправила детей в Крым.

Самопровозглашенный мэр города Вячеслав Пономарев еще в субботу заявил о «100%» явке. Но пенсионерка Анна А. из местной экологической ассоциации не собирается принимать участия в голосовании. Она относится к тем редким жителям Славянска, которые называют референдум «фарсом». Кроме того, она недовольна воцарившейся в городе атмосферой страха и насилия, напивающейся уже после обеда молодежью, баррикадами на улицах и бесконечными проверками документов по требованию появившихся непонятно откуда вооруженных людей.

В других районах Донецкой и Луганской областей все выглядит куда неопределеннее. В некоторых городах и в частности в Донецке пророссийские активисты пользуются меньшей народной поддержкой и не держат в руках всей власти. Они заявили, что признают результаты референдума независимо от явки. За ходом голосования и подсчетами бюллетеней не следит ни один западный наблюдатель.