Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Вооружит ли война» нашу армию?

Украина может гордиться своей продукцией. Но для эффективного развития ОПК государственный оборонный заказ должен составлять 8—10 млрд гривен

© East News / Action press/NurPhoto/Zuma PressУкраинские солдаты в окрестностях Славянска
Украинские солдаты в окрестностях Славянска
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня как никогда понятно, кто наш враг. На фоне агрессии со стороны Кремля руководство государства и общество приступили к укреплению обороноспособности и боеготовности Вооруженных сил Украины. Суровая реальность подняла на поверхность огромное количество проблем не только украинского войска, но и оборонно-промышленного комплекса.

Сегодня как никогда понятно, кто наш враг. На фоне агрессии со стороны Кремля руководство государства и общество приступили к укреплению обороноспособности и боеготовности Вооруженных сил Украины. Суровая реальность подняла на поверхность огромное количество проблем не только украинского войска, но и оборонно-промышленного комплекса. О ситуации в настоящее время рассказывает президент ассоциации «Украинские оборонные технологии» Владимир Грек.

* * *

— Владимир Григорьевич, сегодня много говорят об обеспечении Вооруженных сил Украины вооружением, военной техникой, средствами поражения, а также о сроках их технической пригодности. Но немногие пытались выяснить причины возникновения тех проблемных вопросов, которые сейчас нуждаются в срочном решении.
— К сожалению, в предыдущие годы оснащение отечественных Вооруженных сил новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники осуществлялось бессистемно, медленно, без определения приоритетных направлений развития. В войска поступали преимущественно техника и имущество, предназначенные не для ведения, а для обеспечения боевых действий, да и то — в незначительном количестве. К тому же, фактически с каждой сменой руководства Минобороны и Вооруженных сил Украины менялись приоритеты развития ВВТ, появлялись новые проекты, не подкрепленные ресурсами. Это приводило к неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных на оборону.

К выброшенным, по сути, на ветер средствам следует прибавить и не менее ценное время, упущенное на сомнительные проекты. Ведь сроки разработки некоторых образцов ВВТ, которые со временем оказались бесперспективными, составляли от 10 до 20 лет. И это притом, когда мировая практика оптимальным определила от 2 до 7 лет, иначе вооружение будет считаться морально устаревшим.

По самым скромным подсчетам, всего на проведение опытно-конструкторских работ было потрачено около 80 млн грн.

Последние пять лет существование нашей армии характеризовалось бессмысленным ее сокращением до минимума, что сопровождалось массовым уничтожением военной техники и огнестрельного оружия, а также тотальной продажей всего лишнего. Все это время военные эксперты очень удивлялись: почему целый мир покупает наши современные танки, модернизированные машины пехоты, бронетранспортеры, а сама Украинская армия на протяжении последних четырех лет совершенно ничего не заказывает?! И это притом, что существует большая потребность модернизировать и заменить около 400(!) образцов вооружения. Особенно вызвала обеспокоенность, мягко говоря, неточность информации от бывшего руководства Минобороны и Генштаба по вопросам модернизации ВВТ. Так, по их данным, с начала 2011 года было модернизировано 41 самолет, 11 вертолетов, 12 кораблей и более 3 тыс. единиц других видов ВВТ. По информации предприятий, в 2011 году модернизировано лишь по одному самолету Миг-29, Су-25 и Л-39. Опытно-конструкторские работы по модернизации вертолетов Ми-8, Ми-24 были не завершены, потому о серийной модернизации не может быть и речи. Во время сокращения численности ВСУ заявление о модернизации техники могло приобрести статус разве что мечты. Более того, за это время Минобороны приостановило разработку и закупку отечественной техники, оружия и оборудования. В частности, цифровых средств связи, модернизированных танков «Булат», бронетехники с современными средствами защиты. Государственное предприятие «КБ «Луч»« еще в прошлом году представило на рынок современные высокоточные противотанковые ракеты — «Стугна», «Комбат», «Барьер», противотанковый ракетный комплекс «Корсар», который превосходит комплексы ведущих мировых производителей. Его управляемая ракета способна пробить любой вид и тип брони на расстоянии до 2,5 км. Стоит «Корсар» в три раза дешевле от зарубежных аналогов. То есть Украина может гордиться своей продукцией. Впрочем, Министерство покупало только единичные образцы, что никоим образом не усиливало обороноспособность армии. Сейчас стало понятно, почему так происходило, почему оборонно-промышленный потенциал Украины использовался непрофессионально и бессмысленно.

Бойцы сил специального назначения Украины во время учений под Харьковом


— Расходы на оборону в сведенном бюджете государства далеки от того, что необходимо Украине...
— Для эффективного развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с мировыми стандартами государственный заказ должен в два-три раза превышать объем экспорта. Сейчас на экспорт идет 94% продукции ОПК Украины. Государственный оборонный заказ должен составлять 8—10 млрд грн, то есть в 10—15 раз больше, чем сейчас. На данном этапе предприятия отечественной оборонки и в самом деле имеют право рассчитывать на серьезные госзаказы. По оценкам экспертов, для поддержки войск в боеспособном состоянии лишь на закупку ВВТ необходимо тратить хотя бы 300 млн долларов ежегодно.

Настоящие испытания в ходе силовой операции на Востоке страны прошли новые БТР-4Е и БТР-3Е1. В частности, броня БТР-4Е выдержала прямые попадания из крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек, противокумулятивные экраны защитили экипаж от ручного противотанкового гранатомета, а бронированное стекло выдержало прямые попадания снайперских ружей. Сейчас в Харькове испытывают малый бронетранспортер «Дозор», нужный мобильным частям Вооруженных сил Украины и Национальной гвардии. Он маневренный, быстрый, может перемещаться по любой местности со скоростью до 120 км/час, имеет достаточно сильное вооружение и главное — он намного дешевле обычных бронетранспортеров.

Хорошо во время АТО зарекомендовал себя и модернизированный танк-Т-64 БМ «Булат». Машина защищена, имеет высокоточное оружие, мощный двигатель, новые прицельные комплексы. Досадно, что лишь 2 танковых батальона были перевооружены на «Булат», когда проходили «активные», так сказать, реформы украинской армии.

Нынешние события на Украине наглядно продемонстрировали: урезать военные расходы — это преступление против государства! Недавно Президент Украины Петр Порошенко выразил убеждение, что антитеррористическая операция, которая проходит на Востоке страны, приведет не только к победе, но и к созданию новых образцов вооружения, которые уже получили «боевое крещение». Гособоронзаказ будет не только оснащать армию, но и нанесет удар по безработице, бюджетному ненаполнению, что имеет чрезвычайно важное значение для Харьковской, Днепропетровской, Сумской и многих других областей Украины. Президентское поручение получил генеральный директор ГК «Укроборонпром»: внести на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны новый вариант государственного оборонного заказа.

— Какая структура в государстве должна интегрировать идеи, определять замысел, приоритеты, распределять средства на целевые программы, первоочередные задачи развития вооружения и военной техники?
— Существенно, чтобы все будущие государственные целевые программы развития, содержания и ремонта ВВТ входили в единую программу развития ВС Украины, которая охватывала бы весь жизненный цикл вооружения и имела бы единые приоритеты и цель. На сегодняшний день в государстве пока нет определенной структуры, которая могла бы контролировать и развивать данное направление. Департамент разработок и закупок вооружения и военной техники Минобороны, который и является государственным заказчиком, по сути, вел не очень эффективную работу, не всегда информировал правительство о существующих в ОПК проблемах. Ослабленная роль была и Центрального научно-исследовательского института вооружения и военной техники (ЦНИИ ВВТ) как института заказчика. Именно сейчас нам стоит определить стратегические комплексные задачи последовательного перевооружения ВС на новые или модернизированные образцы вооружения. Поэтому необходимо сформировать специальную группу специалистов, которая бы изучила опыт боевых действий на Востоке страны, обобщила его, сделала определенные выводы и начала активно формировать новую государственную программу развития вооружения и военной техники. Пусть это будет, условно говоря, «Агентство оборонной промышленности». Все должно происходить на государственном уровне, как, например, Государственное космическое агентство Украины. Совместно с ведущими предприятиями отрасли оно реализует стратегически важные проекты. И главное — во главе «Агентства оборонной промышленности» должен быть руководитель-профессионал, который бы нес персональную ответственность перед Президентом Украины за комплексное развитие ОПК, поставку вооружения и военной техники.

— Потеря украинских боевых вертолетов от оружия террористов во время боевых действий свидетельствует, что проблема противодействия ПЗРК для украинских вертолетников остается крайне болезненной...
— Система противоракетной защиты, которая прикрывает вертолеты, разработана и выпускается оборонной промышленностью Украины. Нехватка средств на военные потребности наблюдается со времен обретения нашей независимости, то есть с 1991 года. Большинство вооружения и оснащения, которые используют Вооруженные силы Украины, изготовлены в 80-е годы прошлого века. Украина наконец начала оснащать свои вертолеты Ми-24 новым комплексом противодействия ПЗРК — «АДРОС». Станция предназначена для активной защиты вертолетов от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения разных видов: «Стингер», «Игла», Р-60, Р-73, «Сайдуиндер» и других. Эта модернизация проведена уже в ходе боевых действий на Востоке страны. Это свидетельствует о том, что новая система препятствий ПЗРК ставится серийно.

— Участие предприятий оборонно-промышленного комплекса в отечественных выставках, к сожалению, было всегда ограничено. А большинство из них в подобных мероприятиях вообще не принимали никакого участия. Это не позволяло в полной мере представлять оборонные и экспортные возможности нашего государства.
— Прежде всего, необходимо понять важность этих мероприятий для развития ОПК. Дело в том, что активность наших экспортеров исключительно на внешних выставках не может обеспечить участие и демонстрацию возможностей большинства предприятий Украины. На сегодняшний день есть решение правительства относительно проведения на Украине в конце сентября этого года двух выставочных форумов, а именно: «Оружие и безопасность» и «Авиамир». На экспозициях будут представлены новые и модернизированные образцы вооружения и военной техники Сухопутных войск и Военно-Морских сил, а также средства защиты, вооружение и спецтехника для правоохранительных органов и пограничных войск. Обращаю внимание, что на Украине впервые предполагается продемонстрировать возможности отечественных предприятий в сфере кораблестроения. В павильонах Международного выставочного центра «поэлементно» покажут новый украинский корвет.

Также будет обсуждаться проведение международного семинара по вопросам государственных закупок ВВТ на Украине и международной конференции относительно военного кораблестроения. На наш взгляд, это будет способствовать созданию совместных коопераций и привлечению новых высоких технологий.