Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Без горячей воды, но с надеждой на тепло

© Фото : Fotolia, masa1986Газ
Газ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Задачу – реформировать рынок газа Украины предстоит решать. С нынешними президентом и премьером или уже без них. Иначе Украине практически невозможно «вписаться» в энергетический рынок ЕС. А если не успеем мы – успеет путинский «Газпром». И тогда наши шансы еще больше минимализируются. Ни Минфин, якобы разработавший, как сэкономить газ без «газпромовских» поставок , ни мэр Виталий Кличко особо никого не удивили.

Стратегическую задачу – реформировать рынок газа Украины все равно предстоит решать. Так или иначе. С нынешними президентом и премьером или уже без них. Иначе Украине практически невозможно «вписаться», органически влиться в энергетический, в частности, газовый рынок ЕС. А если не успеем мы – успеет путинский «Газпром». И тогда наши шансы еще больше минимализируются.

Ни Минфин, якобы разработавший восемь вариантов проектов того, как сэкономить газ без «газпромовских» поставок на зиму, ни мэр столичного мегаполиса Виталий Кличко, сообщивший 31 июля в кулуарах Верховной рады, что киевляне останутся без горячей (централизовано поставляемой) воды до октября, особо никого не удивили. О предстоящих проблемах с газом и, соответственно, с «водными процедурами» ZN.UA рассказывало не единожды.

Другой вопрос, удастся ли такими способами и мерами, как предлагают Минфин и кабмин, «наскрести по сусекам» недостающие 7—7,2 млрд кубометров газа, без которых невозможно даже минимально централизовано отапливать жилища граждан в предстоящий осенне-зимний период. (Не у всех же установлены бойлеры…)

Уже не говорю о том, что промышленность при этом будет «работать» на минимальном технологически допустимом уровне — чтобы не вызвать техногенных катастроф.

Зато тарифы на газ, воду и тепло для населения уже существенно увеличили. Но почему только для нас? Почему не подняли закупочные цены газа и нефти для государственных публичных акционерных обществ «Укргаздобыча» и «Укрнафта», корпоративными правами которых владеет НАК «Нафтогаз Украины»? Почему в стороне от общегосударственных проблем остаются бывшие облгазы — региональные поставщики и продавцы природного газа?! Не выполняют условий договоров с НАКом? Так срочно их расторгайте и заключайте с теми, кто намерен работать, а не «фиршествовать»!.. И все.

Почему не сделать это одновременно — поднять цены и установить жесткие условия и контроль за газо-, энерго-, водо-, теплопотреблением и поставками всех этих ресурсов?! Чтобы ни у кого не было соблазна легкой наживы на госбюджете, покупателях энергоресурсов и энергоуслуг. Тогда бы и на заправку БТРов топлива хватало бы. И не пришлось бы, возможно, парламенту в «закрытом» режиме принимать поправки в Госбюджет-2014 и Налоговый кодекс. И «военный» налог в размере 1,5% с граждан не пришлось бы вводить.

При такой, даже относительной, прозрачности нефтегазового бизнеса на Украине всем бы стало понятно, «кому война, а кому мать родна».

Это надо было послушать — речь премьера Арсения Яценюка в Верховной раде 24 июля — о нынешних политических и военных проблемах как аргументации пересмотра Госбюджета-2014, а также о необходимости принятия парламентом законопроекта, запускающего реформу рынка газа Украины. (И о том, как они тесно переплетены). В том числе о реформе пока еще стопроцентного «Нафтогаза Украины» и компаний, в которых НАК управляет корпоративными правами. Такими как ПАО «Укртрансгаз», «Укргаздобыча», «Укртранснафта», «Укрнафта», «Укртатнафта», «Черноморнефтегаз», еще десятком дочерних и «связанных» с НАКом предприятий.

Нелогично, что эти же темы 31 июля парламентарии решили обсуждать в закрытом режиме. С «закрытостью» доклада министра обороны еще можно согласиться. Но в остальном, уж простите, не вижу смысла.

Рано или поздно реформу нефтегазового рынка Украины все равно предстоит делать. Именно делать. Но нам не все равно как, на основании чего и кто будет реформировать, прежде всего, рынок газа Украины. И как мы уживемся с этим новым рынком — нам не все равно. Как научимся с ним и в нем жить — не все равно. Приживутся ли альтернативные энергоносители и технологии — не все равно.

Именно в настоящее время формируются законодательные основы для реформирования украинской газотранспортной системы (ГТС) и подземных хранилищ газа (ПХГ) Украины.

Первую попытку правительство предприняло 3 июля, подав в Верховную Раду Украины законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины».

Но Верховная Рада, несмотря на активное отстаивание премьером Арсением Яценюком безотлагательной реформы рынка газа страны, правительственный законопроект с большим «скрипом» приняла только на следующий день, 4 июля. В первом чтении и за основу. С оговоркой, что к следующему рассмотрению газореформаторского законопроекта в парламенте его авторы (то есть, Кабмин на тот момент) учтут вносимые депутатами поправки.

Но надо знать наш парламент, чтобы понимать, что своими поправками любой, даже идеальный законопроект (если таковой возможен в принципе) народные депутаты, если захотят, не напрягаясь, могут свести к нулю. Если вообще не изменить содержание законопроекта с точностью до наоборот…

Впоследствии оказалось, что это был самый простой этап законосогласия на «газовую» реформу. Тем не менее, после этого Арсений Яценюк написал главе парламента Александру Турчинову первое (из известных) заявление о своей отставке. Об этом ZN.UA сообщало в выпуске №25 от 12 июля 2014 г.

Вторая попытка, о которой сказано выше, уже имела авторство главы тэковского комитета Верховной рады Николая Мартыненко. (Возможно, на случай, если отставка А.Яценюка будет принята. Очевидно, реформаторы НАКа решили так не рисковать.)

Но 24 июля законопроект №4116аП «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины» депутаты провалили еще с большим «треском». Законопроект набрал всего 94 голоса.

На фоне провала кабминовских поправок в Госбюджет-2014 для Яценюка, как говорится, корабль уплывал. И тогда Арсений Петрович… публично заявил о своей добровольной отставке. Мол, не желает он работать премьером в условиях тотального непонимания и нежелания парламента помочь Кабмину в столь тяжелое время для страны.

Премьер мог бы и не трудиться с повторным заявлением об отставке. Спикер, возможно, и подписал бы предыдущее. Если бы премьер потрудился ответить согражданам на простой вопрос: где и по какой цене НАК и Кабмин как учредитель «Нафтогаза» возьмут недостающие минимум 7 млрд кубометров газа на предстоящую зиму…

Ели 3–4 июля «против» предлагаемой реформы рынка газа протестовала, в основном, «Свобода», то 24-го еще и УДАР Виталия Кличко. Возможно потому, что к тому времени большая часть многомиллионного Киева уже была без горячей воды. И мэр об этом знает не из Интернета или газет. Чего тогда ожидать зимой? Если так рассуждал мэр Киева В.Кличко и его однопартийцы, то, по крайней мере, киевляне их поймут…

Третья попытка принять газореформаторский законопроект №4116аП «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины», но уже авторства главы тэковского комитета Н.Мартыненко, была предпринята 31 июля. И этот законопроект во втором чтении депутаты отправили на повторное чтение…

Стратегическую задачу — реформировать рынок газа Украины — независимо от голосования в Раде в четверг все равно предстоит решать. Так или иначе. С нынешними президентом и премьером или уже без них. Иначе Украине практически невозможно «вписаться», органически влиться в энергетический, в частности газовый рынок ЕС. А если не успеем мы — успеет путинский «Газпром». И тогда наши шансы еще больше минимализируются.