Пока ситуация выглядит так, что второе так называемое перемирие может повторить судьбу первого. Тогда украинская сторона потеряла около 30-ти солдат убитыми и намного больше ранеными. Террористы обстреливали позиции наших силовиков и уничтожали инфраструктуру региона. В результате АТО возобновили, и началось освобождение украинских городов. Чем завершится «второе перемирие»? Читаем последние новости: количество российских войск на Донбассе увеличивается; боевики обстреляли Дебальцево; в Донецке опять слышны звуки залпов. Российские военные в украинской форме обстреливают боевиков на Донбассе... Видим, что боевики и российские войска продолжают тактику обстрелов и провокаций. Какими могут быть последствия? Кто выигрывает от очередного так называемого перемирия? Ответы в интервью с военным экспертом Института евро-атлантического сотрудничества Игорем Козием.
— То, что так называемое перемирие будет нарушаться, было известно всем. По-моему, вопрос заключается в том, что украинская власть пытается создать условия, при которых фактически будет способна получить дополнительные дивиденды, которые усилят оборону государства. Можем вспомнить первое «прекращение огня», которое не дало результатов, и мы были вынуждены начать активные боевые действия. Я хотел бы подчеркнуть, что внутренняя агрессия и опасность значительно более мощная, чем внешняя. Мне кажется, Президент это чувствует. Почему у нас и появляются так называемые перемирия или не внедрение тех или иных законодательных актов.
— Что вы имеете в виду, когда говорите о внутренних опасностях?
— В первую очередь, это «пятая колонна». Кто у нас сегодня депутаты ВР? Партия регионов, коммунисты. Бывший президент Грузии Саакашвили как-то сказал: «Коррумпированные люди всегда найдут общий язык с Путиным». Таким людям абсолютно все равно, в каком состоянии находится государство. Они в первую очередь думают о своем имуществе и власти.
— Речь идет о том, что даже после избрания нового президента нет кардинальных изменений в силовых структурах. Почему?
— То, что сегодня у нас не реформирован оборонный сектор — это результат коррумпированности аппарата. Сложно проводить реформы, когда нет стойкого пропрезидентского большинства, когда судебная ветвь власти продолжает работать по старым правилам. Да, я тоже недоволен тем, что за полгода мы так и не смогли избавиться от генералов-предателей, или, например, до конца провести расследование относительно трагедии под Волновахой, со сбитым самолетом ИЛ-76...
С аннексией Крыма и агрессией на Донбассе, Украина потеряла 20% оборонпрома. Кто за это должен ответить? Для того, чтобы «фильтровать» кадры, нужно восстановить военную контрразведку. Она до сих пор не восстановлена. Структуру уничтожили, а набрать людей неоткуда. Но это не значит, что не нужно работать. Также вредит нездоровая партийная конкуренция, когда применяется «квотный принцип». Такой механизм привел к тому, что часто на должности назначали просто бездарных людей. Сегодня Президент пытается найти последовательные силы, которые помогут ему реформировать страну. Люди в погонах должны быть беспартийными. За это в том числе отвечает военная контрразведка, которой у нас нет.
— Но мы понимаем, что Россия также готовится и перегруппировывается.
— Да, но у них нет «пятой колонны». Их ресурсы значительно более мощные, чем наши. Мы должны способствовать появлению сильного противника России, сами мы не потянем. Россия четко понимает, что с проведением выборов, их «пятая колонна» может оказаться в меньшинстве в Верховной Раде, тогда они вообще потеряют контроль над Украиной. Плюс, не нужно забывать, что впереди зима, которая усложнит жизнедеятельность крымского полуострова, — РФ не сможет обеспечить все необходимое для Крыма. Поэтому россияне и стремятся дойти до Крыма сухопутным путем вдоль побережья. Российская агрессия будет нарастать.
— Как может развиваться ситуация дальше? Чем может завершиться это так называемое перемирие?
— Я надеюсь, что усилия внешнеполитического ведомства оправдаются. В первую очередь, что касается поиска наших союзников, которые смогут усилить Украину в военном и военно-политическом плане. Не обязательно давать нам снаряды и бомбы, достаточно дать технологии, помочь с оборудованием, которое Россия массово вывозит из Донецкой и Луганской областей. Тут возникает вопрос — почему мы вовремя не решили эти вопросы, если была угроза?..
— Некоторые эксперты подчеркивают, что «минские договоренности» предусматривают для Донбасса «второе Приднестровье». Как вы их оцениваете?
— Я не исключаю такую возможность. Это зависит от того, насколько сознательно или несознательно предпринимают все эти шаги в Администрации президента. Вопрос к Чалому, Климкину. Если мы это так называемое перемирие используем в качестве пустую трату времени, тогда это не государственный, а пророссийский подход. А если это время будет использовано для усиления обороноспособности государства, это подход, который заслуживает уважения.