Склонность правительства Киргизии к пересмотру соглашений с зарубежными инвесторами может обернуться для властей серьезными финансовыми последствиями. Целый ряд разгневанных инвесторов обратились в международный арбитраж, рассчитывая получить компенсацию в общей сложности почти в 1 млрд долларов.
Главный предмет беспокойства инвесторов – не обоснованность их исков к Киргизии; большинство задаются вопросом, каким образом можно будет истребовать уже присужденные или ожидающиеся суммы компенсаций с неплатежеспособного государства, практически не имеющего зарубежных активов, которые бы можно было изъять в счет уплаты причитающихся истцам сумм.
Под давлением девяти находящихся в международном производстве дел по разного рода искам – от отозванных лицензий на разработку недр до отобранного отеля – Бишкек учредил в феврале Центр судебного представительства правительства, который будет координировать защиту интересов государства в судебных инстанциях. Представители центра неохотно общаются с прессой, заставляя местные СМИ теряться в догадках о размерах судебных издержек, которые власти страны платят в Москве, Онтарио, Париже, Гааге и других городах. Представители прессы также хотят знать, откуда берутся эти деньги. По данным министерства юстиции, общая сумма исков иностранных компаний к КР составляет на данный момент (без уплаты судебных издержек) 925 млн долларов (около 13% ВВП).
Бишкеку предстоит незавидный выбор из двух возможностей: либо выплатить причитающиеся по проигранным искам деньги (что, по большей части, учитывая бюджетные сложности республики, представляется делом трудноосуществимым), либо не выполнять решений суда (что чревато серьезными репутационными издержками). Судя по предварительным данным, власти склоняются к последнему варианту, а обиженные инвесторы устремили взор на единственный серьезный зарубежный актив государства – акции в компании Centerra Gold, являющейся оператором одного из ключевых промышленных предприятий республики.
2 июля московский суд вынес решение о выплате горнодобывающей компании Stans Energy, зарегистрированной на Торонтской фондовой бирже, 118 млн долларов по иску к КР в связи с отозванной Бишкеком лицензией на разработку месторождения редкоземельных металлов «Кутесай-2». Бишкек, которому не удалось оспорить в Москве правомочность требований компаний, в который раз игнорирует попытки Stans Energy добиться исполнения решения суда. Более того, через несколько недель после вынесенного в Москве решения суд г. Бишкека постановил, что выдача компании Stans Energy в 2009 году лицензии изначально являлась неправомерной.
В том же злосчастном горнодобывающем секторе зреет еще одна тяжба с потенциально гораздо более серьезными для правительства последствиями: казахстанская компания Visor Group располагала лицензией на разработку второго по величине 80-тонного золоторудного месторождения «Джеруй» через принадлежащую ей частично киргизскую дочку «Джеруйалтын» вплоть до ноября 2010 года, когда лицензия внезапно была отозвана властями. В марте 2013 года компания Visor обратилась в вашингтонский Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке, потребовав взыскать с республики 400 с лишним миллионов долларов. Предпринятая же весной Бишкеком попытка провести тендер на спорное месторождение провалилась.
Компания Stans Energy размышляет над тем, как получить исковую сумму с правительства, которое до сих пор отказывает ее признавать. «На данный момент не наблюдается никаких признаков, свидетельствующих о готовности стороны [правительства] к каким-либо конструктивным шагам», – сообщил EurasiaNet.org по электронной почте вице-президент по корпоративному развитию Stans Energy Дэвид Винокуров. – Мы можем претендовать в счет уплаты не только на [расположенные за рубежом] активы, но и на средства по исходящим и входящим транзакциям. Единственное, что мы не имеем права изымать, это собственность иностранного суверена (посольства) и военную технику. Все остальное вполне законно».
Одним из путей решения вопроса для компании Stans Energy может стать предъявление прав на акции Киргизии в торонтской компании Centerra Gold, которой принадлежит золоторудное месторождение «Кумтор». Давнее противостояние по поводу прав собственности между Бишкеком и канадской компанией означает, что дело это может оказаться непростым, но опыт турецкой фирмы Sistem уже доказал, что все достижимо. Иск компании Sistem в связи с захватом в 2005 году отеля класса люкс в Бишкеке был на много меньшую сумму, чем у компании Stans Energy, а именно на 11 млн долларов. Но суд Онтарио вынес в 2012 году постановление о блокировании акций Киргизии на Торонтской фондовой бирже на искомую сумму в пользу компании Sistem.
Почти все тяжбы, в том числе по месторождениям «Кутесай-2» и «Джеруй», стали результатом контрактов, подписанных в коррумпированные времена президентства Курманбека Бакиева, на что чиновники Киргизии упирают всюду и при любой возможности. «Не стоит думать, что Киргизия проиграет по искам в международных судах. Во многих делах присутствует причастность [сына Бакиева] Максима Бакиева», – сказал 7 июля Киргизской службе Радио Свободная Европа/Радио Свобода министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов.
Какую силу этот аргумент будет иметь в суде, покажут два судебных процесса, фигурантами которых являются бывшие партнеры Бакиева-младшего. После апрельской революции 2010 года, свергнувшей бакиевскую администрацию, новыми властями были национализированы банк «Манас», принадлежавший латвийскому олигарху Валерию Белоконю, и «Азия Универсал Банк», председателем совета директоров которого являлся уроженец России Михаил Надель. Власти обосновывают свои действия тем, что данные финансовые учреждения якобы использовались для отмывания денег, украденных у государства в пользу семьи Бакиевых.
Как отметил в телефонной беседе с EurasiaNet.org Михаил Надель, ныне проживающий в Италии, в конце прошлого года команда его юристов решила отказаться от тяжбы с правительством по одному смежному делу, что Бишкек поднял на щит как свою победу. Разбирательство же по второму иску на сумму 240 млн долларов лично в его пользу продолжается.
«У меня нет причин полагать, что я проиграю этот иск. С правовой точки зрения [национализация АУБ] была чистой воды экспроприацией, – сказал М. Надель. – У правительства нет денег, и я не рассчитываю, что оно выполнит свои обязательства перед международным правом, но я сделаю все возможное, чтобы заставить его платить мне по капле на протяжении всей оставшейся жизни».
Местным СМИ остается только гадать, во сколько тяжбы по данным и еще шести меньшим искам обходятся бюджету республики. Как сообщил в этом месяце газете «Вечерний Бишкек» директор Центра судебного представительства при правительстве Тимур Шамбетов, расценки иностранных юристов составляют «500-600 долларов в час» (не уточнив, сколько часов юридических консультаций требуется стране). (В Центре судебного представительства отказались побеседовать с EurasiaNet.org). В декабре прошлого года тогдашний премьер-министр Киргизии Жанторо Сатыбалдиев поведал СМИ, что судебные издержки только по тяжбе в арбитраже с турецкой компанией Sistem обошлись государству в 2 млн долларов.