На прошедших в минувшую субботу парламентских выборах в Латвии как и в 2011 году победила пророссийская партия «Согласие», возглавляемая русскоязычным мэром Риги Нилом Ушаковым. Эта социал-демократическая партия заручилась поддержкой 23,26%. Правящая партия «Единство», которую вела на выборы спикер парламента Солвита Аболтиня, получает 21,62% голосов. На третьем месте идет «Союз зеленых и крестьян» — 19,74%, на четвертом с 16,5% закрепилось националистическое объединение «Все для Латвии! — Отчизне и свободе/Движение за национальную независимость Латвии». В парламент также проходят партия «От сердца — Латвии» (6,91%) и Латвийское региональное объединение (6,47%). Другие партии, включая «Единую Латвию» и «Русский союз Латвии», не преодолевают 5-процентный барьер для попадания в сейм.
Соответственно теперь у «Согласия» — 25 депутатов, Партии «Единство» — 23 депутата, Национального объединения Visu Latvijai!-ТБ/ДННЛ — 17 депутатов, Союз зеленых и крестьян — 21 депутат, «От сердца — Латвии» — 7 депутатов. Латвийский региональный союз — 7 депутатов.
В 11-м Сейме у «Согласия» был 31 мандат, у «Единства» — 20, у ВЛ-ТБ/ДННЛ — 14, у СЗК — 13. Таким образом, представительство в парламенте увеличили СЗК, ВЛ-ТБ/ДННЛ и «Единство», а у «Согласия» мандатов будет меньше.
В результате можно назвать пирровой победу пророссийской партии «Согласие». Поскольку второй раз подряд она набирает наибольшее количество голосов, но так и не может сформировать правительство. Президент Латвии Андрис Берзиньш в интервью Латвийскому телевидению дал понять, считает, что не намеревается доверять формирование правительства и правящей коалиции «Согласию», которое получило на выборах больше всего голосов. По мнению президента, представители партий, избранных в Сейм 12-го созыва, должны примерно за одну неделю договориться о предстоящем сотрудничестве, составе правящей коалиции и определиться с кандидатурой на пост премьер-министра страны.
Латвийские политологи по-разному оценивают причины поражения «Согласия». Ояр Скудра полагает, что «Согласие» утратило часть поддержки из-за введения «социал-демократического проекта». «Скорее всего, из-за этого образа часть более консервативных избирателей проголосовала за СЗК и No sirds Latvijai», — предположил он. По мнению Скудры, одна из ошибок «Согласия» — настойчивое стремление сохранить связи с путинской «Единой Россией». «Избиратели заключили, что русский избиратель в Латвии — это не русский избиратель в России, это не избиратель «Единой России». Возможно, поэтому часть людей проголосовала за другие списки или не голосовала вообще», — считает он.
Другой политолог Юрис Розенвалдс отметил, что «Согласию» помешала активная реклама правящих партий, которые настаивали, что эти выборы — чуть ли не референдум о судьбе Латвии. Договор с «Единой Россией» тоже не пошел партии на пользу. «Я не думаю, что у Нила Ушакова есть большие симпатии к Путину. Но то, что он говорил, и что потом все очень активно использовали, сыграло свою роль», — отметил Розенвалдс.
С другой стороны, уже сейчас можно сказать, что в правоцентристской коалиции развернется острая борьба за должность премьера. Свидетельством этому является заявление мэра Вентспилса Айварса Лембергса, кандидата на пост премьер-министра от Союза зеленых и крестьян, который получает в 12-м Сейме 21 мандат, то есть на восемь больше, чем в 11-м. Сейме. Он заявил, что на этих выборах «Единство» потерпело «тотальное поражение». Странное заявление, учитывая то, что у «Единства» увеличилось, может быть не настолько представительство в новом Сейме — 23 мандатов (+3).
Одним из кандидатов на должность главы правительства является нынешний премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма. Правоцентристская коалиция под ее началом заняла довольно жесткую позицию в связи с действиями России на Украине. Несмотря на экономический кризис в стране, главным вопросом, который интересовал избирателей, стала безопасность на фоне конфликта на востоке Украины. Сама премьер сказала, что кризис на Украине изменил эти выборы.
«День» обратился к главному редактору новостного портала Leta.lv, Рига, Петерису Зирнису с просьбой прокомментировать результаты выборов и дать прогноз по тому, кто может стать будущим премьером.
— На результаты выборов повлияли события на Украине. Потому что одним из факторов, который влиял на исход голосования, была безопасность Латвии. С одной стороны, люди и хотели перемен, но с другой стороны, они понимали, что если проголосуют за тех, которые сулят самые большие перемены, то это может быть в ущерб безопасности. Люди решили так: пусть будет меньше перемен, а больше безопасности. И за партию «Согласие» в этом году меньше проголосовало латышей, чем на прошлых выборах. И тут сыграл как раз фактор геополитики и безопасности. С другой стороны, у этой партии немного голосов отобрала новая партия «От сердца — Латвии».
— Почему партия «Согласие» получила больше всего голосов?
— Это не сюрприз, что эта партия получает много голосов. Но если сравнить с прошлыми выборами, она получила меньше мандатов. Дело в том, что 25-30 процентов — это довольно стабильный их электорат, который не меняется уже много лет. В большинстве — это русскоязычные жители Латвии и немного латышей. На этих выборах партия «Согласие» хотела получить больше голосов на базе латышей. Но как показали результаты, то среди избранных депутатов по спискам этой партии там нет латышей. Это свидетельствует о том, что большинство избирателей этой партии были русскоязычными.
Я бы не стал называть эту партию пропутинской или прокремлевской, как это иногда делают некоторые СМИ. Просто у этой партии есть старый договор о сотрудничестве с «Единой Россией». Просто они считают, что надо больше сотрудничать с Россией. Но сейчас Россию представляет Кремль и поэтому, я думаю, что партия «Согласие» также хотела бы, чтобы Кремль не был таким, которым он сейчас является.
— Что теперь можно сказать о политике новой старой правоцентристкой коалиции и кто же все-таки станет новым премьером?
— Коалиция, действительно, выиграла. Но, если раньше ведущей партией в коалиции было «Единство», то сейчас результат партнеров по коалиции выровнялся. Если раньше премьер Лаймдота Страуюма могла быть как бы старшим братом, то сейчас так уже не будет. Сейчас три равные партии и теперь интересно, как они сработаются в новой ситуации.
По традиции президент предлагает формировать партии, которая набрала самое большое количество мандатов. Недавно вернулся в латвийскую политику еврокомиссар Андрис Пиебалгс (Комиссар Евросоюза по энергетике (22 ноября 2004 — 9 февраля 2010) и развитию (с 9 февраля 2010). Министр финансов и образования Латвии — Ред.) он как раз в «Единстве» и перед этим он считался одним из очень сильных кандидатов на пост премьера. Сейчас трудно прогнозировать, чем закончатся переговоры этих трех правоцентристских партий.
Что касается в целом позиции этой коалиции, то, я думаю, что не будет резких и радикальных перемен. Учитывая то, что все три партии примерно равны и никто не может доминировать, тогда будет труднее продвигать какие-то реформы.
Результаты голосования показали, что латыши за ЕС и за НАТО, направление движения на Запад, а не на Восток. Возможно, сейчас не так быстро и активно будет внедряться европейское законодательство. Но направление на Запад Латвии сохраниться. Именно в этом мы видим обеспечение своей безопасности, поскольку наш сосед на Востоке — такой интересный.