Свое 71-летие (13 ноября) лидер крымских татар Мустафа Джемилев впервые со времен СССР не по своей воле отмечает за пределами родины. После аннексии Крыма в марте 2014 года, Россия на 5 лет запретила Мустафе-ага въезд на территорию полуострова. В свое время диссидент, народный депутат Украины, Уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа 15 лет провел в советских лагерях и тюрьмах, отстаивая права крымских татар. Сегодня Джемилеву вновь приходится возвращаться к борьбе за свой народ. В этом деле он не теряет сил, воли и целеустремленности. «День» поздравил Мустафу Джемилева с личным праздником и обсудил актуальные вопросы войны на востоке Украины, будущего Крыма и сложностей, с которыми сталкиваются крымские татары на оккупированных территориях.
— Мустафа-ага, сейчас вы впервые со времен СССР вынуждены праздновать свой день рождения вне своей родины. Какие чувства у вас с этим связаны?
— Конечно, хотелось бы сейчас пребывать там — в Крыму, среди своих близких и соотечественников. Но когда идет война, каждый день гибнут десятки людей, говорить о каком-то дискомфорте, связанном с тем, что домой не пускают, попросту некорректно. Ведется война, и, видимо, каждый из нас должен нести какое-то свое бремя. Мне досталось такое. Но один из первых звонков с поздравлениями был от президента Украины. Мои сограждане и руководство страны пытаются компенсировать то, что я не могу быть в Крыму среди своих соотечественников.
— Существует мнение, что Россия может попытаться продолжить акт агрессии против Украины с целью «прорубить» коридор с востока Украины до Крыма. Стоит ли рассматривать эту возможность всерьез?
— Да, такая информация имеется. Например, мне прислали видео из Херсонской области — интервью с жителем Генического района. И там говорится: «С вами будет разговаривать житель Геническа, который пока еще находится в составе Украины». На эту тему я говорил с президентом. В Херсонской области происходит разгул пророссийских сил и поэтому нужно предпринимать меры. Например, формирование батальона из крымских татар, которые проживают в Херсонской области и встревожены возможными продвижениями русских в направлении Крыма через Херсонщину. Поскольку там проживает около 10 тысяч крымских татар, они хотят принимать участие в обороне наших территорий.
— По-вашему, насколько адекватно оценивает ситуацию украинское руководство? Готовят ли они страну к серьезной обороне?
— В меру наших возможностей такая работа ведется. Но по сравнению с российской мощью, наши силы пока неравнозначны. Вообще, вся ситуация выглядит тревожно — она может предвещать кровь и новые людские жертвы. Но чем дальше Россия будет продвигаться вглубь Украины, тем ближе будет конец самой России.
— Как вы думаете, на фоне происходящих событий на востоке Украины, не забывается ли проблема Крыма, как в середине страны, так и на международном уровне?
— Наши соотечественники очень обеспокоины этим. Они смотрят передачи, слушают заявления наших государственных деятелей и создается впечатление, что Крым ушел на задний план. Вообще, это все объяснимо, ведь в Крыму не льется кровь, хотя продолжаются похищения людей, аресты и обыски. Поэтому внимание общественных деятелей и прессы в основном приковано к той части Украины, где ведутся боевые действия. Но я не думаю, что кто-то из руководства нашей страны когда-нибудь скажет, что мы откажемся от Крыма — такой политик долго у власти не продержится.
— Какие настроения преобладают среди крымских татар, проживающих на территории оккупированного Крыма?
— Подавляющее большинство людей хочет хоть каких-нибудь прогнозов — когда будет освобождение. Есть пессимисты, но в целом я не встречал никого, кто размышлял бы о перспективах крымских татар в составе России. Все рассчитывают, что мы когда-нибудь будем освобождены. Изначально российская власть пыталась договориться с меджлисом, ведь это представительский орган крымских татар, а народ считается с тем, что решит меджлис. Но когда россияне поняли, что договориться с ним невозможно, они перешли к своим традиционным методам — давлению, попыткам создать параллельные меджлису структуры. Россия тратит много энергии, чтобы внести раскол в рядах крымских татар и сформировать новый курултай с помощью нажима на депутатов национального съезда, избрания угодных им людей в меджлисе. Но это бесперспективно, ведь подавляющее большинство крымских татар на это не пойдет.