Президент Белоруссии Александр Лукашенко, выслушав отчет правительства страны и Национального банка о состоянии экономики в 2014 году и прогнозе на 2015 год, потребовал немедленно разобраться с расходами в банковской сфере и оптимизировать их. По мнению главы государства, белорусские банкиры «жируют», разводя спекуляции с привлеченными средствами. В связи с этим, считает Лукашенко, следует приструнить банкиров, чтобы в случае экономических потрясений они почувствовали себя в шкуре обычных граждан. Между тем, по прогнозам экспертов, риск таких потрясений в Белоруссии как никогда велик.
«Банки жируют! — возмущался президент. — Привлекаемые ресурсы банки берут под 20 процентов, а потом перепродают эти деньги на 15-20 процентов дороже. А банкиры еще говорят — так нам этого мало, чтобы банки нормально функционировали». Обратившись к главе Нацбанка Белоруссии Надежде Ермаковой, Лукашенко предложил ей простую формулу, которая, по мнению главы государства, избавит банкиров от «ожирения»: уравнять зарплату главы Нацбанка с зарплатой премьера, уволить всех, кто работает спустя рукава, оставить Нацбанку два служебных автомобиля и инвентаризировать расходы на всех до единого сотрудников.
«Всех подстричь под одну гребенку, — наказал Лукашенко. — И тогда, если и плохо будет, мы народу сможем объяснить. Плохо? Плохо всем. Это не мелкий вопрос. Как оказывается, он в 15-17 процентов выливается при стоимости кредитных ресурсов наших банков. Не глядя ни на какие банки — ни на белорусские, ни на российские, ни на зарубежные, — всех подстричь под одну гребенку».
Что именно вызывало такое возмущение президента, не совсем понятно — банки в Белоруссии не сказать, чтобы переживают лучшие времена. Наоборот, судя по данным международного рейтингового агенства Standard & Poor's, которое перевело Белоруссию и ее банковский сектор на низшую, 10-ю ступень шкалы оценки страновых и отраслевых рисков, республика сегодня подвержена исключительно высокому риску возникновения экономических дисбалансов, исключительно высокому кредитному риску в экономике и очень высокому риску нарушения экономической устойчивости.
В наиболее непростой ситуации при этом находятся банки с российским капиталом, которые начали ощущать нехватку средств после введения Западом экономических санкций против России. Сегодня на долю инвесторов из РФ приходится 44,2 процента внешних долговых обязательств дочерних белорусских банков, и отток средств российских резидентов из пассивов банковского сектора может привести к замедлению темпов кредитования и экономического роста в республике.
«На фоне санкций белорусские банки с российским капиталом могут столкнуться с определенным оттоком средств российских акционеров вкупе с удорожанием ресурсов, предоставляемых российскими материнскими банками», — прогнозировал в сентябре финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха. Согласно обзору, подготовленному в октябре «БСБ-Банк», эти прогнозы уже начинают сбываться. Так, не будет замещен новым фондированием закончившийся субординированный кредит белорусскому «Альфа-банку» от материнского банка на 26 миллионов долларов, банку «БелВЭБ» пришлось вернуть ранее полученные межбанковские кредиты на 28 миллионов, а банку «Москва-Минск» — на 11 миллионов. Вместе с тем, в Нацбанке Белоруссии уверяют, что условия работы российских банков и их белорусских дочек в свете санкций находится на постоянном контроле и «менять свое присутствие» на белорусском банковском рынке россияне не намерены.
По мнению независимого белорусского экономиста Сергея Чалого, критика Лукашенко в адрес банкиров, выдающих кредиты населению под завышенные проценты — не более чем ритуальный призыв. «Депозиты населения — это как раз один из самых дорогих источников пополнения пассивов, — поясняет эксперт. — Неудивительно, что депозиты населения превращаются в кредиты тому же населению под гораздо более высокие проценты. А что касается кредитов для коммерческих предприятий, то там и так уже существует административно установленный Нацбанком потолок по процентным ставкам, по которым может происходить кредитование».
С другой стороны, и намерение приструнить банки Лукашенко изъявлял неоднократно, требуя «дошлифовать и зачистить банковскую систему, чтобы она повернулась лицом к государству и народу». Но на этот раз обвинения в адрес банкиров прозвучали на фоне целой волны критики, которую президент обрушил на правительство, обвинив своих министров и премьера Михаила Мясниковича в стратегических просчетах, связанных с провалом официального прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2014 год и неверными расчетами на год грядущий. «Сразу замечу, что оправдания, ссылки на неблагоприятные внешние факторы как «капризы погоды» не принимаются», — отрезал президент, поручив правительству подготовить прогноз по 2015 году до 25 ноября.
Учитывая, что Лукашенко фактически выразил недоверие своим министрам, можно, конечно, предположить, что указанная дата станет последним днем премьерства Мясниковича и работы его кабинета. Тем более некоторые белорусские СМИ уже интерпретировали заявление президента о необходимости подготовки новых руководящих кадров как обещание сменить правительство к выборам главы государства осенью будущего года. Но, по всей вероятности, Лукашенко просто заранее выбрал себе «козлов отпущения», на которых можно будет свалить собственные просчеты в преддверии выборов. Если погрязшая в санкциях Россия утащит за собой в кризис и Белоруссию (на начало 2014 года число предприятий, созданных в республике с участием российского капитала составило 2746, а на долю РФ в белорусском товарообороте приходится почти 50 процентов), то, помимо критических выпадов в адрес Москвы, которые все равно не возымеют эффекта, Батька сможет найти виновников происходящего среди своих банкиров и министров.
«Я не говорю, что надо всех разогнать, — меж тем успокаивает своих подчиненных президент. — Может и это правительство сможет не только патроны подносить, но и «пулемет» в руках держать». Сам Лукашенко, по всей видимости, перед выборами на гашетку жать не желает.