В последнее время в Киргизии растут показатели преступности, совершаются такие преступления, от которых волосы встают дыбом. Может поэтому на протяжении трех лет как чиновники, так и простые граждане инициируют вопрос о возвращении смертной казни (расстрела) в Уголовный кодекс.

Что касается истории, смертная казнь была в Киргизии со времен СССР. Но в 1998 году был объявлен мораторий сроком на 2 года. Начиная с 2000 года, мораторий продлевался на один год. 29 декабря 2005 года президент подписал указ о приостановлении применения смертной казни до тех пор, пока не будет отменена смертная казнь. А в 2006 году на основании Конституции смертная казнь была полностью отменена. 25 июня 2007 года президент подписал закон о замене смертной казни пожизненным заключением. В 2006 году из своих Конституций смертную казнь убрали такие страны, как Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия, Таджикистан. Ранее (с 1997-1998 гг.) состоящие в ООН и в Совете Европы постсоветские страны объявили мораторий на смертную казнь. Потому что одно из условий вступления в Совет Европы гласит — отменить смертную казнь.

С тех пор в 2009 году тогдашний секретарь Совета безопасности Адахан Мадумаров, глава ГКНБ Мурат Суталинов, фракция коммунистов инициировали вопрос о повторном введении смертной казни. Но депутаты фракций «Ак Жол» и СДПК выступили против этого, так как это противоречило международным актам и соглашениям, которые были ранее ратифицированы. Тогдашний министр юстиции Нурлан Турсункулов сообщил, что по республике насчитываются 200 заключенных, которые были приговорены к пожизненному заключению. Ежедневно на каждого из нас выделялось 5 долларов (200 сомов по тогдашнему курсу) и сумма становится внушительной, если посчитать расходы за год. Он сделал акцент на том, что нет необходимости в содержании преступников. А представители неправительственной организации выступили против введения смертной казни в уголовный кодекс, основывая свое мнение на том, что это противоречит демократии.

В 2012 году на заседании комитета Жогорку Кенеша по законности и правопорядку депутат фракции СДПК Эркин Сакебаев заявил, что следует вернуть смертную казнь, сажать на электрический стул тех, кто приговорен к пожизненному заключению. В то время были люди, которые выступили против такой инициативы. В 2013 году депутат Мамытбай Салымбеков предложил отменить мораторий на смертную казнь, в связи с ростом преступности в стране. Но почему-то его не поддержали. В 2014 году в стране были зафиксированы несколько фактов педофилии, в связи с чем депутаты Жогорку Кенеша, простые граждане предложили восстановить смертную казнь в Конституцию. Среди общественности были оживленные дискуссии.

В начале этого года был избит и изнасилован двухлетний ребенок, поэтому некоторые депутаты инициируют вопрос о восстановлении смертной казни в уголовном кодексе. Напомним, в статье 129 уголовно-процессуального кодекса 1997 года была предусмотрена смертная казнь за изнасилование детей с отягчающими обстоятельствами. С учетом того, что у Киргизии имеются соглашения с международными организациями и того, что в последнее время в стране растут показатели преступности, возникает большой вопрос, касающийся введения или не введения смертной казни.

***
 
Следует ли вводить смертную казнь уголовный кодекс?
 
Мамытбай Салымбеков, отличник сельского хозяйства, депутат парламента:

— Необходимо и в уголовный кодекс и в Конституцию ввести смертную казнь за самые тяжкие преступления. Я думаю, что преступлений стало бы меньше, если бы такую меру наказания применяли в отношении тех, кто насиловал несовершеннолетних детей, совершал серийные убийства.
 
Кубатбек Байболов, генерал-лейтенант, бывший генпрокурор:

— Мы не одолеем преступность путем введения смертной казни и ужесточения наказания. Но в последнем варианте уголовного кодекса, который я разработал, была смертная казнь по трем составам преступления. Там была предусмотрена смертная казнь за изнасилование детей. Нынешний кодекс нужно оставить без изменений. Мы сделаем шаг назад, если восстановим смертную казнь, так как в свое время мы ее отменили под влиянием Европы и всего мира. А рост преступности связан с тем, что уголовный кодекс не работает. К примеру, если бы педофилов сажали бы на 25-30 лет, они бы прогнили в тюрьме. А у нас даже убийцы оказываются на свободе через пять лет. Поэтому, нам нужно бороться с преступностью не путем усиления наказания, а добившись того, чтобы законы работали. Но в то же время упомянутые звери, ходящие на двух ногах, заслуживают расстрела. Я вынужден с этим согласиться.
 
Курманбек Осмонов, заслуженный юрист, депутат парламента:

— В последние годы появилась ненависть среди общественности по отношению к людям, которые жестоко обращаются с детьми. Поэтому люди требуют восстановить смертную казнь. Когда мы были в составе Советского Союза, смертная казнь была трижды введена и трижды отменена. Во времена Великой отечественной войны была введена смертная казнь. Позднее смертную казнь отменили, так как жизнь наладилась. В 1998 году был введен мораторий на смертную казнь. Позднее, на основании новой Конституции в Киргизии перестала применяться смертная казнь. Если мы хотим использовать смертную казнь при тяжких преступлениях и при педофилии, то нам нужно изменить Конституцию, обосновать смертную казнь. Иначе у нас не получится применять такое наказание.
 
Шейшенбек Байзаков, генерал-майор, бывший глава ГСИН:

— Неважно, убил преступник 15 человек, 5 или 2 человека, суд приговаривает его к 20 или 30 годам лишения свободы. Это неправильно. В данное время около 300 человек отбывают пожизненное лишение свободы. Среди них 7-8 человек убийцы, есть и те, кто насиловал несовершеннолетних детей. Сейчас предлагают их кастрировать. Зачем их кастрировать или кормить 20 лет? Не нужно создавать себе головную боль, следует просто застрелить. Или я не прав? Каждому пожизненно заключенному преступнику ежегодно выделяется 107 сомов на питание, а жителям домов престарелых — всего 55 сомов. Где социальная справедливость?

В Китае отрезают человеку руку за воровство. При повторном воровстве ему отрезают вторую руку. За изнасилование там людей вешают. В других странах кастрируют тех, кто насилует. Мы берем пример с Америки, считая ее демократической страной. А ведь там 50 штатов. В самой Америке сажают на электрический стул или вводят инъекцию. Они учат нас тому, что нам не следует убивать людей, вынуждают объявлять мораторий. Русские говорят: «Не лезь со своим уставом в чужой огород». Поэтому я поддерживаю введение смертной казни. Об этом я говорил давно. Сейчас буду выступать за это в газетах, в парламенте, в телевидение.
 
Чубак ажы Жалилов, ученый богослов, бывший муфтий Киргизии:

— В исламе предусмотрена смертная казнь. Потому что некоторые люди не имеют права жить. Конечно, Бог дарует жизнь. Но мы имеем права лишить человека жизни за преступления, вроде предумышленного убийства. Поэтому я поддерживаю введение смертной казни. Этого требует и шариат. Потому что такое наказание окажет серьезное воздействие на тех, кто совершает тяжкие преступления, вроде убийства и насилия над детьми, тех, кто похищает людей. Нужно наделить судей такими полномочиями, чтобы они могли приговорить преступников к такому наказанию. В религии смертная казнь считается серьезным наказанием. Но приговаривать людей к смертной казни следует в рамках закона. По-моему, такое наказание является проявлением гуманизма. Потому что совершивший преднамеренное убийство человек не заслуживает жизни. Поэтому я правильно отношусь к введению смертной казни.
 
Атантай Акбаров, акын, лауреат премии А. Осмонова:

— Киргизия старается соблюдать международные правовые нормы. Но нам пока рано отказываться от смертной казни. Не богоугодное это дело, кормить до конца жизни человека, который застрелил около 10 человек, педофилов, предателей родины. Помимо усиления наказания следует активизировать работу по профилактике преступлений.
 
Жыргалбек Касаболотов, акын, журналист:

— Необходимо вводить. Но следует провести референдум, так как был введен запрет на смертную казнь на основании закона. А если будет назначен референдум, то следует включить туда не только вопрос, касающийся введения смертной казни, но и вопросы, касающиеся двойного гражданства, превалирования человеческих прав над государственным, продажи полезных ископаемых и месторождений, официального статуса российского языка. Иначе, проводя отдельный референдум по каждому вопросу, мы можем разрушить структуру Конституции.

На прошлом референдуме власть не посчитала нужным обсудить с народом многочисленные вопросы посредством референдума. Народ проголосовал лишь за стабильность. Если вынесут на общее голосование вопрос о введении смертной казни, многие поддержат. Конечно, народ не поднимал бы такой шумихи, если бы был уверен, что преступник понесет наказание. К сожалению, сейчас освобождают даже тех, кто совершил преступление.

С другой стороны, общество должно контролировать справедливость вынесения решений, ведущей к смертной казни, следить за объективностью расследования. К примеру, у представителей общественности есть право присутствовать при исполнении наказания при шариатском суде в арабских странах и при смертной казни в Америке.

P.S.
С недавних пор Ошский общественный фонд «Кыргыз журтум» начал собирать подписи за введение смертной казни за насилие над детьми. Если удастся собрать 10 тысяч подписей, то можно добиться проведения референдума для введения изменений в Конституцию.