Прямо сравнивать Ирландию с Украиной не принято. Однако сегодняшний кризис на Украине — резко обострившийся на этой неделе — удивительно похож на ситуацию, сложившуюся на нашем разделенном и разобщенном острове. У Украины, как и у Ирландии, есть на востоке большой и могущественный сосед, а в составе населения — меньшинство, тесно связанное с соседом в культурном, языковом и этническом отношении.
На протяжении нескольких веков Украина была неотъемлемой частью растущей Российской/советской империи и пользовалась в лучшем случае автономией в качестве провинции. Независимость она получила в 1991 году в результате распада СССР. Тогда это не вызвало особых проблем для русскоязычного населения Украины, поскольку новая республика продолжала поддерживать тесные связи с Россией, и даже российский Черноморский флот по-прежнему оставался на своей базе в Крыму. Все это изменилось в феврале 2014 года, когда демократически избранный президент Виктор Янукович был свергнут проевропейски настроенной оппозицией довольно сомнительным с юридической точки зрения путем. В результате этого Россия аннексировала Крым, в спешке проведя референдум, а на восточных территориях Украины, сосредоточенных вокруг города Донецк, было создано сепаратистское правительство, не подчиняющееся Киеву.
Сходство с кризисом в Ольстере в 1912-1922 годах поразительно. Впрочем, шесть графств Северной Ирландии отделились от остальной страны еще до того, как на законном основании было официально создано Ирландское Свободное государство, поэтому разделение Ирландии на части не стало нарушением международного права — в отличие от того, каким образом Украина потеряла Крым или (потенциально) свои восточные области.
С другой стороны, политика Лондона, начиная с 1920 года, во многих отношениях была, пожалуй, более грубой и неприкрытой, чем та политика, которую в настоящее время проводит Москва. Например, границы Украины на протяжении многих веков часто менялись, чего не скажешь про Ирландию, являющуюся четко обозначенной географической единицей. Кроме того, Крым до 1954 года никогда не входил в состав Украины, и украинцев там всегда было мало. К тому же, Россия сейчас не требует отделения восточных областей Украины и включения их в состав Российской Федерации — она лишь настаивает на абсолютной защите прав русскоязычного населения Украины.
Контрпродуктивная политика
Бесспорно, что отношения между государствами должны основываться на соблюдении норм международного права. Однако должно быть ясно, что политика Запада на Украине в этом отношении не только лицемерна, но и неэффективна.
Никто не решится назвать путинскую посткоммунистическую Россию образцом демократии. Также нельзя отрицать, что действия, в результате которых летом прошлого года над восточной Украиной был сбит самолет, выполнявший рейс MH017, являются ничем иным, как ужасным военным преступлением, за которое Россия должна понести серьезную ответственность. И, тем не менее, современная Россия по-настоящему стремится к общему благу своих граждан в сложной экономической обстановке. К тому же, есть все основания предполагать, что россияне по своей природе не являются противниками Запада.
Правда, как и все другие страны, русские готовы защищать то, что они считают своими национальными интересами. Справедливо или нет, но они думают, что недружественное киевское правительство нанесет ущерб этим интересам. Похоже, в этом они ничуть не отличаются от британцев в их отношении к Ирландии или американцев — к Кубе. Следовательно, со стороны ЕС и США было опрометчиво поддерживать в прошлом году свержение правительство Януковича. Позиция, которую в этом случае занял ЕС, была явно антироссийской, при этом не было учтено то, что часть украинской оппозиции, выступавшей против Януковича, состояла из ультраправых элементов — некоторые из которых неонацистского толка.
Рост влияния джихадистского ислама
Следовательно, сейчас не время, чтобы Запад ввязывался в войну с Россией из-за Украины. В этом случае все стороны останутся в проигрыше — сейчас, когда мир обеспокоен гораздо более серьезными проблемами. Не последней из них является рост влияния джихадистского ислама, представляющего серьезную угрозу — как для России, так и для Запада. И совместные действия России и Запада являются принципиально важными для противодействия этой угрозе, а также угрозе, связанной с возможным распадом Сирии и других стран Ближнего Востока.
Однако вместо сотрудничества в Совете безопасности ООН сложилась безвыходная ситуация. Кроме того, все больший ущерб наносит целый ряд экономических санкций, введенных обеими сторонами. Среди них — полный запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, который пагубно сказался на деятельности ирландских фермеров и привел к падению на международном рынке цен на молоко и другие продукты питания.
Пора отменить эти санкции, пока они не нанесли еще более серьезный ущерб. Необходимо заключить международное соглашение, которое узаконит аннексию Крыма и станет гарантией соблюдения прав русскоязычного меньшинства в единой и неделимой Украине. В ответ на это Россия должна взять на себя обязательство стать полноправным и более ответственным членом международного сообщества.
Если бы только можно было так же легко решить конституционный вопрос в отношении острова Ирландии.
Доктор Ниалл Холохан закончил свою карьеру в 2014 году, уйдя с поста посла Ирландии в Саудовской Аравии. До этого он работал и в Северной Ирландии, и на Ближнем Востоке. Автор статьи высказывает свое собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции.