Белорусские авиаторы на 5-8% могут увеличить транзитный пассажирооборот через Минск из России и Украины после закрытия с 25 октября между ними прямого воздушного сообщения. Так оценивают ситуацию в профильном белорусском министерстве. В авиакомпании «Белавиа» рассчитывают, что пассажиропоток возрастет на 25%. Об этом в эксклюзивном интервью DW рассказал заместитель гендиректора ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Игорь Чергинец.

Минтранс Белоруссии: мы справимся с потоком

По итогам минувшего года белорусская авиация перевезла 1,9 миллиона пассажиров, в первом полугодии 2015 года — 813 тысяч человек. В обоих случаях наблюдается рост, который, по словам Игоря Чергинца, объясняется тем, что в последние годы «Белавиа» включилась в борьбу за транзитных пассажиров.

Следует отметить, что, по данным Белстата, перевозки наземным транспортом в последнее время сократились. Белорусская железная дорога (БЖД) в 2014 году перевезла на 28% меньше пассажиров, автобусные перевозки снизились на 6%, а вот воздушные выросли на 22%.

Накануне прекращения прямого авиасообщения между Россией и Украиной директор департамента авиации министерства транспорта Белоруссии Владимир Костин сообщил журналистам, что прирост пассажиропотока в аэропорт Минска из-за этого события составит «максимум 5-8%». По его словам, аэропорт рассчитан на прием 5,8 миллиона пассажиров в год, но «сегодня мы еще не достигли отметки в три миллиона», поэтому «нельзя сказать, что будет такой поток, что мы не справимся».

Сколько транзитных пассажиров получит Минск


По разным оценкам, пассажиропоток авиатранспортом между Украиной и Россией до последнего времени составлял от 800 тысяч до 1 миллиона пассажиров в год. В интервью DW заместитель гендиректора «Белавиа» Игорь Чергинец сообщил, что если Минск, который географически находится между Москвой и Киевом, получит хотя бы четверть этого пассажиропотока, то речь будет идти о дополнительных 250 тысячах. А если суммировать перевозки по маршрутам Москва-Минск и Минск-Киев, то билетов будет продано полумиллиону новых пассажиров.

По расчетам Чергинца, для «Белавиа» прирост пассажиров может составить 25 процентов, для аэропорта Минска — 20 процентов. «Если наши ожидания оправдаются, то в принципе будем думать о расширении географии и скорее всего пойдем в регионы Украины», — делится планами Игорь Чергинец. С российскими регионами (Калининград, Самара, Сочи, Краснодар и Екатеринбург) «Белавиа» уже работает.

Показательно, что как раз 25 октября «Белавиа» открыла новый ежедневный рейс Минск-Одесса-Минск, благодаря которому у одесситов появилась удобная стыковка для полетов не только в Санкт-Петербург и Москву — в общей сложности можно отправиться почти по 10 направлениям. «Белавиа» после российской аннексии Крыма не летает в Симферополь и Севастополь. Таким образом, для минчан открывается новый прямой рейс к Черному морю.

Россия и Украина могут помириться


«На сегодняшний день мы видим, что „Белавиа“, как и Национальный аэропорт Минск не дозагружены до своих максимальных мощностей, поэтому такое стечение обстоятельств, конечно же, сыграет позитивную роль — как для „Белавиа“, так и для нашего аэропорта», — заявил в интервью DW эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» Антон Болточко.

Вместе с тем он отметил, что такие конъюнктурные факторы несут под собой и риски. По словам Болточко, если «Белавиа» и аэропорт Минск вложат деньги в получение именно этого транзитного потока пассажиров, а потом Украинка и Россия помирятся, и между ними авиасообщение будет восстановлено, то у белорусской стороны могут быть потери.

«Белавиа»: ситуация кардинально не поменялась

Игорь Чергинец в свою очередь объясняет что в «Белавиа» ситуацию оценивают подобным же образом и намерены гибко реагировать на спрос. По его словам, из-за прекращения прямого авиасообщения между Россией и Украиной для белорусской стороны ситуация кардинально не меняется.

«Мы на протяжении многих последних лет выполняли рейсы в Киев два раза в день, мы и продолжаем их сейчас выполнять точно по такому же расписанию. Единственное, что меняется в данном случае конкретно с Киевом, — это размер самолета. Если раньше мы использовали в основном самолеты CRJ на 50 мест или Embraer на 76 мест, то сейчас основным самолетом будет Boeing 737-300 на 148 мест», — объяснил заместитель гендиректора «Белавиа». По словам Чергинца, в зависимости от количества проданных билетов авиакомпания будет решать, какого размера самолет использовать.

«Авиационные власти нашего государства будут проводить консультации с Украиной и с Россией. Если надо будет, то поставим дополнительные какие-то частоты в тот же Киев или начнем расширять географию, полетим в какие-то новые для нас точки и направления», — подвел итог Игорь Чергинец.