Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Энергетическая безопасность Евросоюза может зависеть от результатов второго тура выборов на Украине

Энергетическая безопасность ЕС и атомная программа Болгарии picture
Энергетическая безопасность ЕС и атомная программа Болгарии picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможно, этой зимой мы не станем свидетелями кризиса на Украине, связанного с природным газом, однако не следует забывать, что президентские выборы в этой стране еще не закончились. Результаты второго тура голосования, который состоится 7 февраля, дадут ответ на вопрос о том, будут ли газовые кризисы продолжаться, и - если посмотреть более широко - будут ли они определять будущее европейского энергетического потребления.

Возможно, этой зимой мы не станем свидетелями кризиса на Украине, связанного с природным газом, однако не следует забывать, что президентские выборы в этой стране еще не закончились. Результаты второго тура голосования, который состоится 7 февраля, дадут ответ на вопрос о том, будут ли газовые кризисы продолжаться, и - если посмотреть более широко  -  будут ли они определять будущее европейского энергетического потребления.


Пораженный диоксинами прозападный реформатор Виктор Ющенко не только не участвует в гонке – у него вообще не было никаких шансов. Комбинация из вмешательства во стороны России и апатии Европейского Союза (EC) прекратила надежды относительно проведения радикальных реформ и интеграции с Западом в то, что мы видим сейчас: обанкротившееся государство, выпрашивающее у Международного валютного фонда еще один кредит для того, чтобы оплатить счет Москве за поставленный природный газ. Этому предшествовало прекращение поставок Газпромом в 2006, 2008 и 2009 годах, когда геополитические злоключения Украины почувствовали на себе потребители в Центральной Европе.


Однако виновны в этом не только внешние игроки. Принципиальный и бескомпромиссный подход Ющенко к вопросам управления государством  вдохновил исторические протесты на площади Независимости в Киеве, однако он не смог приобрести новых друзей на бурной политической арене Украины. Поэтому во втором туре принимают участие два политических противника Ющенко – премьер-министр Юлия Тимошенко и бывший премьер-министр Виктор Янукович.


Здравый смысл подсказывает, что если Янукович – российский ставленник в ходе выборов 2004 года – победит на этот раз, то давление со стороны Москвы на Киев по поводу оплаты Газпрому счетов за газ снизится. Украинское руководство станет больше ценить свои особые отношения с Россией, чем членство в НАТО или в ЕС, реформы будут отодвинуты на второй план, а непрозрачные, коррумпированные действия в украинском энергетическом секторе будут продолжаться, чем будут пользоваться связанные с правительством олигархи на Украине, а также в России. Геополитическая и управленческая «перезагрузка» будет означать, что кремлевское руководство Газпрома больше не будет пытаться использовать энергоносители в качестве оружия, направленного против Украины, и таким образом потребители в странах ЕС не будут испытывать на своем конце трубопровода последствий прекращения поставок природного газа.


Однако 2004 – это не 2010 год. Урок, который Москва усвоила из опыта Оранжевой революции, состоит в том, что она не может положить все яйца в одну корзину, поэтому российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин заигрывали с обоими претендентами, при этом они уделяли особое внимание вечному украинскому политическому знаку вопроса – Тимошенко. Известная своей косой и политическими мускулами Тимошенко сначала была оранжевым союзником Ющенко, однако она порвала связи с этой коалицией и стала культивировать свои имидж умеренного прагматика, обладающего особым опытом в энергетическом секторе.


Этот имидж принес свои плоды в ноябре прошлого года, когда Тимошенко в качестве премьер-министра приняла участие в подготовке соглашения с Путиным о реформировании и упорядочении  энергетических отношений Украины с Россией. В ходе этой работы ей удалось существенно снизить вероятность прекращения поставок природного газа в 2010 году, за что она удостоилась похвалы как от Брюсселя, так и от Москвы. Эта договоренность может быть разрушена 7 февраля или после этого срока, по  прихоти Газпрома. Однако это наиболее близкие к стабильным отношения в области энергетики, которые существовали между этими двумя странами за последние шесть лет. И Тимошенко показала, что она на самом деле может договариваться с Путиным. Чего нельзя сказать о Януковиче, поскольку он слишком обязан своим российским покровителям.
Еще более важно то, что, учитывая ее политическое прошлое, Тимошенко, вероятнее всего, является единственным лидером на Украине, способным договариваться на приемлемых условиях с Путиным, а также выполнять свои обещания по проведению поддерживаемых ЕС реформ энергетического сектора, особенно что касается допуска западных компаний к управлению транспортной транзитной системой страны.


Функциональные связи Киева с Москвой, а также растущая прозрачность в украинском энергетическом секторе – это как раз такая комбинация, которая необходима для того, чтобы избежать в будущем газовых кризисов. Энергетическая непрозрачность и неустойчивые отношения во власти, характерные для президентства Ющенко, судя по всему, в большей степени способны порождать политические и экономические конфликты внутри Украины, которые и создавали условия для возникновения последних трех газовых конфликтов. А если еще раз возникнет такого рода кризис, то Янукович вряд ли будет следовать рекомендациям из Брюсселя.


 Поэтому победа Тимошенко на выборах 7 февраля, вероятнее всего, сможет обеспечить энергетическую безопасность ЕС этой зимой, а также в течение следующих зим. Но это объясняется тем, что президентство Тимошенко не будет обязательно прозападным. Это может стать проблемой для долгосрочной энергетической безопасности ЕС, которая может быть обеспечена при условии проведения масштабных политических и экономических реформ на Украине – таких реформ, которые могут быть осуществлены только в процессе подготовки к вступлению в члены ЕС. Возможностей Оранжевой революции уже нет в наличии, и любой будущий президент Украины должен будет увидеть ясные стимулы со стороны стран-членов ЕС, направленные на проведение согласованных действий, необходимых для вступления в этот клуб. К сожалению, такого рода стимулы вряд ли появятся в ближайшее время.


Александрос Петерсен является старшим научным сотрудником Eurasia Center в вашингтонском Atlantic Council. Высказанные в этом комментарии мнения принадлежат самому автору и не обязательно совпадают с мнением RFE/RL.