О роли личности в истории
У любой власти всегда есть публичная и непубличная сторона. Формальная риторика, с которой она идет на выборы, - для массового потребителя. И не озвученная цель прихода, понятная при этом всем элитам. То есть, реальные задачи, которые ставит тот или иной глава государства.
Роль Леонида Кравчука как президента определилась процессом обретения юридической независимости Украины.
Кравчук получил независимость в подарок, став президентом в продолжение событий, происходивших в СССР на рубеже 1980-х/1990-х годов. Он пытался превратить советские институты в украинские национальные, но целостной программы государственного строительства так и не выработал.
Для Кравчука, видимо, сам факт независимости сделал вторичной необходимость дальнейших преобразований. В результате, он проиграл Кучме в 1994-м и фактически сошел с политической авансцены, превратившись со временем скорее в комментатора, нежели отца нации и основателя государства.
Леонид Кучма законсервировал типичную постсоветскую реальность. Один из важнейших результатов его правления - создание правящего класса, состоящего, преимущественно, из бизнесменов.
Его первый срок - это становление базовых институтов и атрибутов государства (граница, армия, национальная валюта и т.д.).
"Второй" Леонид Кучма де-факто стал олицетворением периода консервации в украинской политике - сложившихся институциональных форм и класса олигархов как ключевой составной части правящей элиты Украины.
Задача Виктора Ющенко как президента - это вторая, после 90-х, демократизация Украины, ускоренная перестройка.
Ющенко приучил Украину к демократии, хотел совершить рывок на Запад, но не смог. Отчасти - потому, что Запад потерял интерес к Украине. Отчасти - потому, что Запад ждал от Украины вестернизации, а Ющенко предложил постсоветский национализм, что вовсе не тождественно вестернизации.
Первые 100 дней президентства Виктора Януковича не дают нам в полной мере представления о мировоззрении в широком смысле слова новой власти, которая сделала заявку на 10 лет.
Первая задача - формирование властной вертикали - системно и оперативно разрешена. Впрочем, ясно, что ее решил бы любой президент, опирающийся на парламентское большинство - Юлия Тимошенко, выиграй она президентские выборы, не отличалась бы в этом принципиально от нынешнего Януковича.
Вторая задача - подо что и для чего эта самая власть сконцентрирована, судя по всему, будет определяться "на ходу".
Но какими лозунгами и программами ни оперировала бы власть, главным, все же, представляется фактор существующих реалий - внутри и вне Украины, преодолеть которые Януковичу как представителю элиты, сложившейся в период президентства Кучмы, малореально.
Внешняя политика
Первые 100 дней президентства Януковича, как бы странно это ни звучало, показали, что Украина наконец-то стала независимым государством.
Украина больше не площадка, где происходит финальная битва чистой демократии с коррумпированным авторитаризмом, как это было в 2004 году. Не ключевой фактор сдерживания России для Запада. Не фактор распространения российского глобального влияния для Кремля.
Украина Януковича - это просто страна. Крупная восточноевропейская страна. Которая ни от кого не зависит. Прежде всего, потому, что никто более из ведущих мировых игроков не хочет решать ее проблем - ни Запад, ни Россия.
Разговоры о том, что Кремль мечтает о российских танках на Хрещатике и российском флаге на Банковой, ориентированы, скорее, на мобилизацию определенной части электората, но не имеют ничего общего с реальностью.
Украина Януковича не может вступить в Евросоюз и НАТО. Потому что ее там никто не ждет. Точнее, формально Запад по-прежнему всячески "приветствует европейский выбор" Украины, говорит о перспективе членства, но перспективе неопределенной, явно не завтра и не послезавтра. И платить за интеграцию Украины в ЕС/НАТО ни США, ни Европа не собираются.
Украина Януковича не может стать и частью некоего российского геополитического проекта. Прежде всего, в силу отсутствия такого проекта - если говорить по существу, а не в терминах и категориях политической пропаганды. Смешно обсуждать, насколько далеко Украина может зайти в процессе интеграции с Россией, когда сама РФ не видит этой "дальности".
Россия хочет решить в Украине некоторые проблемы своего крупного бизнеса. Но брать на себя ответственность за Украину и умалять украинскую независимость Москва не собирается.
Россия, как и Запад, предпочла бы сегодня забыть про Украину. И забыла бы, если б не некоторые насущные вопросы газового транзита и объединения активов отдельных российских и украинских олигархов.
Логично, что в сложившихся условиях независимости и одиночества Украины Янукович обратился к самой распространенной украинской форме внешнеполитической деятельности - многовекторности.
Правда, есть одно принципиальное различие - сегодня многовекторность несет совершенно иную функцию, чем в домайданный период. Если для Кучмы многовекторность была способом постоянного торга с Россией и с Западом, по типу "не поможете нам, пойдем к вашим конкурентам", то сегодня тема торга утратила свою актуальность.
Сейчас, после широко анонсиров
анной Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым "перезагрузки" отношений, Россия больше не проблема для Запада, а Запад - для России.
Поэтому новая многовекторность Януковича - это попытка позитивно предложить ресурсы Украины туда, где их берут. Россия готова платить за базирование ЧФ - предлагаем (НАТО, ведь, не стало бы платить за свою базу, а напротив - заставило бы обустроить всю инфраструктуру за украинский счет).
США готовы в обмен за избавление Украины от обогащенного урана оказать нам некие преференции - предлагаем. По принципу "используй то, что под рукой и не ищи себе другое".
Внутренняя политика
Инвентаризация внутриукраинского расклада показывает наличие следующих незыблемых и системообразующих активов Украины:
- Две политические нации - причем в обозримом будущем вместе им не сойтись, если, конечно, не использовать тоталитарные технологии сталинского образца. Янукович вынужден будет лавировать между двумя нациями, компенсируя подарки одной уступками другой.
- Немодернизированная экономика, индустриально-инфраструктурный хребет которой был создан во времена СССР, и с тех пор не обновлялся.
- Правящий класс, состоящий, преимущественно, из космополитически настроенных крупных бизнесменов, привыкших использовать государство как орудие достижения своих бизнес-целей.
Учитывая нереализованный "оранжевой властью" запрос общества на реформы, президент Янукович мог бы начать с радикальных (и уже потому в значительной степени непопулярных) реформ. Но риск явно не является чертой политического менталитета Януковича.
Главный лозунг президентского послания - экономические реформы - пока больше напоминает российский План-2020 (где указывается, к чему надо стремиться, но не как), а не реальную перспективу.
За 100 дней фактическая программа действий Януковича уже определилась. Она сводится к следующему:
- решать проблемы страны по мере возникновения;
- использовать для этого наличные, реально существующие ресурсы Украины;
- нерешаемые вопросы откладывать на неопределенный срок.
Пример - формирование коалиции в парламенте. Можно было пойти путем создания парламентского большинства на фракционной основе, не ставя под сомнение ее легитимность. Но это потребовало бы больше времени, усилий и ресурсов.
А, главное - передачи премьерского поста политической фигуре с далеко идущими амбициями, не вполне подконтрольного Партии регионов - Тигипко или Яценюку. Для Януковичаа и Ко такой вариант оказался слишком сложен.
Другой пример - уже упомянутый Черноморский флот РФ. Существенного и быстрого снижения цены на газ, необходимого Украине, можно было добиться следующим образом: отдать россиянам авиастроение; атомную отрасль; пролонгировать аренду флота.
Был, правда, еще и четвертый вариант - пересмотреть газовый контракт, исходя из конъюнктуры кризиса, но это тоже слишком сложная и требующая длительных переговоров задача.
Янукович выбрал третий вариант, потому что это, с его точки зрения - он самый дешевый. Судя по всему, он действительно считает, что обменял виртуальный актив на реальные деньги. А военного и политического значения ЧФ РФ все равно не имеет. Это доказано всей новейшей историей Украины. Недаром Запад пролонгацию аренды флота горячо поддержал.
Неудивительно, что оба выше приведенных примера вызвали протест. Но объединиться и мобилизовать своих сторонников оппозиция так и не смогла.
Что, с одной стороны, показало кризис национал-демократической элиты (команда Януковича выглядит гораздо моложе и прогрессивнее, чем нынешнее окружение Юлии Тимошенко, начинающее заседание Комитета защиты Украины песней "Ой у лузі червона калина").
А, с другой, - что действия Януковича в долгосрочной перспективе выглядят не такими уж безрассудными. Тем более что президент компенсирует "не своему" электорату флотскую тему - и подтверждением статуса украинского языка как единого и единственного государственного, и отказом отнять звания Героев Украины у Бандеры и Шухевича, и нежеланием отдавать россиянам контроль над многими стратегическими предприятиями.
Активно навязываемая мысль (прежде всего, на примерах с приватизацией "Запорожстали" и рейдерским захватом "Мариупольского меткомбината им. Ильича") о том, что Янукович ущемляет своих олигархов и раболепствует перед российскими, отдавая им "по дешевке" украинскую собственность, не соответствует действительности.
Напротив - Янукович удовлетворяет, в первую очередь, потребности "системных олигархов", отсекая "внесистемные" фигуры и реликты типа "мариупольского социалиста" Владимира Бойко.
В конце концов, есть весомые основания полагать, что смена собственников "Запорожстали" и ММК происходит в рамках пакта Рината Ахметова и самого влиятельного российского бизнесмена Романа Абрамовича об объединении металлургических активов СКМ и "Евраз Групп" (финансирует эту мегасделку, по-видимому, российский Внешэкономбанк, который давно является механизмом приватизации российских финансовых резервов).
Что до анонсированного Владимиром Путиным в апреле возможного слияния "Газпрома" и "Нефтегаза Украины", то здесь первые противники - "газовая команда" Януковича (Левочкин, Бойко, Фирташ), которые вовсе не хотят отдавать внешнему дяде контроль ни над внутренним рынком газа, ни над реэкспортом "голубого топлива".
Если можно назвать Януковича патриотом, то он, в первую очередь, патриот украинской олигархии.
О роли Януковича в истории
Другое дело, что фактическая программа Януковича априори не может привести к кардинальным преобразованиям.
Среди прочего, первые 100 дней Януковича показали - он не вождь, который существует в истории сам по себе.
Он - уездный предводитель нового украинского дворянства (олигархов), модератор элитных групп и представитель консолидированной воли крупнейших ФПГ. Именно за умение быть таким модератором (а не тираном, пытающимся навязать свою волю) его в свое время сделали и губернатором Донецкой области, и премьером.
Несмотря на громкие заявления о том, что "олигархи должны стоять в очереди", из обозначенной роли он, скорее всего, не выйдет и на посту президента. Внешняя брутальность ВФЯ не должна никого обманывать. Чего она на самом деле стоит - говорит история с падением венка.
Во многом, Янукович - незрелый политик. Его политический страх и неуверенность проявляются и помпезности разного рода официозных мероприятий, и в чрезмерных мерах безопасности, и в запредельном перекрытии дорог для президентского кортежа, и в том самом обращении к подчиненным "почему вы не записываете?".
Системная же монополизация власти, состоящей, по сути, из представителей трех групп (Фирташа, Клюева, Азарова) не вызывает никакого удивления. Это не характеристика Януковича как властного и харизматичного лидера, а закономерная ситуация, когда три института - президент, премьер, парламент - состоят, в основном, из представителей одной партии.
Собственно, инициаторы политреформы 2004 года и рассчитывали на то, что представители одной и той же провластной группы рассредоточатся по нескольким центрам власти.
Потому, собственно, Янукович едва ли отважится на радикальные реформы и на смену модели экономики. Такие реформы предполагали бы мобилизацию и частичную смену правящего класса.
А правящему классу это не нужно. Ему важно сохранять нынешние правила игры, и чтобы человек на посту президента выполнял бы функцию арбитра, будучи наделен для этого должным статусом и полномочиями.
Радикальные реформы сможет провести только лидер нового поколения, который будет действительно вождем страны, а не представителем нынешней элиты.
В этом смысле, роль Януковича - это:
- первый президент полностью независимой Украины;
- последний президент из этого поколения.
Эти две предпосылки вполне оформились за 100 дней. Они будут диктовать логику дальнейшего движения вперед. Или топтания на месте. Для президента Януковича большой разницы, судя по всему, нет.