После президентских выборов 2010 к власти на Украине пришёл Янукович. Он и его Партия регионов, как считается на Западе, исповедуют пророссийскую ориентацию. Кроме того, наблюдатели опасались, что Украина станет полноценным союзником России. Прошло шесть месяцев с тех пор, как сформировалось «коалиционное соглашение о стабильности и реформировании», и настало время оценить произошедшее. Действительно ли Украина сдвинулась в сторону российского лагеря?
Резюме
После «оранжевой революции» связь между Россией и Украиной пошла на убыль, но избрание Януковича повергло Запад в страх, что Украина вернётся в сферу влияния России. Хотя Янукович сразу пошёл на ряд компромиссов с Россией — судя по всему, он на самом деле руководствуется экономическими и прагматическими соображениями и стремится сохранить баланс между российским и европейским влиянием, чтобы удержать Украину в нейтральном положении. Конечно, в этой игре самым главным из стоящих на кону активов является инфраструктура для снабжения электроэнергией, и покамест у Януковича получается не отдавать её в руки России и одновременно работать над поиском альтернативных вариантов и расширять список потенциальных торговых партнёров, которые могли бы помочь Украине делать инвестиции в свою газовую инфраструктуру, что должно помочь стране сохранить занимаемое ею важное положение.
После «оранжевой революции» отношения между Россией и Украиной пострадали сильнейшим образом. Газовые кризисы, потенциальное вступление в НАТО, поддержка Грузии во время российско-грузинского вооружённого конфликта в августе 2008 и потенциальное выдворение Черноморского флота с севастопольской базы — лишь несколько примеров, подтверждающих это. Ожидалось, что Янукович вскоре предпримет попытки восстановить хорошие отношения с Россией.
Произнося свою первую речь на посту президента, Янукович объявил, что Украина берёт курс на нейтралитет во всём, что касается членства в организациях коллективной безопасности. Конкретно это означало, что Украина не вступит ни в НАТО, ни в возглавляемую Россией ОДКБ. Это было зафиксировано на законодательном уровне: «Основы внутренней и внешней политики» приняли на голосовании 1 июля 2010 года. Впрочем, продолжается сотрудничество с НАТО в рамках программы партнёрства, нацеленной преимущественно на реформирование системы обороны. Ещё один важный компромисс с Россией, на который пошла Украина, касается Черноморского флота. Этот флот имеет для России стратегическую важность, так как позволяет ей, в частности, пользоваться влиянием в кавказском регионе. Россия пользовалась севастопольским портом во время российско-грузинского конфликта, когда наличие Черноморского флота позволило России взять под свой контроль Чёрное море и не дать Грузии воспользоваться собственным флотом. В будущем важность этого порта, возможно, даже возрастёт, если Россия начнёт получать французские корабли класса Mistral. С подобной мощью Россия получит возможность применять силу по всему Чёрному морю. 21 апреля Янукович и Медведев подписали договор о продлении срока аренды севастопольской военно-морской базы до 2042 года. В качестве встречного предложения в рамках подписанного в Харькове договора Украине было предложено покупать газ со скидкой, по 230 долларов США за тысячу кубических метров (вместо 330). Всего за период до 2019 года Украине удастся сэкономить порядка сорока миллиардов долларов.
Из этих важных компромиссов напрашивался вывод, что Украина уже совсем готова найти себе место в российском лагере, а опасения Запада обернутся истиной. Есть, однако, несколько подтверждений тому, что Украина всё-таки не является вассалом России. К примеру, это было видно, когда Путин предложил осуществить слияние «Газпрома» и «Нафтогаза», отчего вся газовая инфраструктура оказалась бы под контролем России. Но эту идею отверг премьер-министр Азаров, так как она принесла бы слишком мало выгоды экономике Украины. Украина по-прежнему открыта инвестициям и предложениям по модернизации газовой инфраструктуры (давно назревшей, надо сказать), что может понравится и другим участникам процесса, в частности, Евросоюзу. Ещё один источник разногласий — проект газопровода South Stream. При планировании этого проекта Россия попыталась обойти Украину, не сделав её транзитной страной при транспортировке сибирского газа, что вынудило Украину помогать другим державам в сдерживании растущего влияния России.
Как показали газовые кризисы, Украина имеет исключительную важность с точки зрения снабжения Европы энергоносителями. С целью обеспечения гарантий ввоза газа Евросоюз пытается ещё больше интегрировать газовую инфраструктуру Украины в существующие европейские системы. Также становится ясным наличие двух могущественных конкурентов, пытающихся захватить влияние и контроль над газовой инфраструктурой Украины.
Подписанный 24 сентября протокол о вступлении в энергетическое сообщество стал маленькой победой Евросоюза. Протокол этот вынудил Украину принять установленные ЕС условия «общих достижений» в том, что касается энергоносителей, то есть сделать свои рынки прозрачными. Соглашаясь на это, Украина надеялась привлечь европейских инвесторов. Прямые инвестиции из стран ЕС на Украине составляют 39 906,3 миллиона долларов (по сообщению Государственного комитета статистики Украины). 13 октября на конференции Эгмонтовского унивеситета в Брюсселе премьер-министр Азаров подтвердил своё желание продолжать процесс интеграции в европейский рынок. Вполне понятно, что украинское правительство хочет сказать Евросоюзу.
Также Украина пытается диверсифицировать функционирование своего энергетического сектора с помощью атомной энергии и энергии из альтернативных источников. Запускаются и новые проекты, в частности, в портовом городе Одессе готовится строительство терминала для сжиженного природного газа. Строиться он будет с 2011 по 2015 г. в рамках проекта AGRI (связка Азербайджан — Греция — Румыния), а сам проект предложен тремя вышеназванными странами как новый маршрут доставки газа в Европу по южному коридору и при поддержке Европейского Союза. Одесский терминал для сжиженного природного газа можно будет интегрировать в эту структуру, что снизит зависимость Украины от России. Пропускная способность терминала на первом этапе должна составить пять миллиардов кубометров, а на втором — удвоиться и дойти до десяти миллиардов кубометров. Стоимость проекта оценивается в три миллиарда долларов, из которых Украине нужно вложить лишь один миллиард. Этим проектом Украина как бы говорит «Газпрому», что у неё есть варианты.
Вышеперечисленные случаи говорят о том, что за прошедшие шесть месяцев Янукович принял несколько крайне важных решений. Российско-украинские отношения вернулись в норму благодаря нескольким уступкам, которые Янукович сделал Медведеву. Это, однако, не исключает возможности хороших отношений между Украиной и Евросоюзом. Роль НАТО теперь ограничена, вступление в альянс исключено напрочь. Как НАТО (с Германией и Францией в качестве главных действующих лиц), так и Украина понимают, что вступление в альянс в данный момент времени нельзя даже рассматривать, если они хотят поддерживать дружественные отношения с Россией. Возникло новое явление: Украина тоже ищет себе партнёров, отдалённых как от Европы, так и от России. К примеру Государственный банк развития Китая недавно подписал контракт с Украиной в области угольной промышленности. Также потенциальными торговыми партнёрами Украины сейчас становятся Вьетнам, Бразилия, Казахстан и Венесуэла.
Очевидно, что краеугольным камнем своей внешней политики Янукович решил сделать экономический прагматизм. Это создаёт массу возможностей, причём как для России, так и для Евросоюза и даже для таких необычных партнёров, как Китай и Бразилия. Главное — не забывать о рынке энергоносителей, а конкретнее — о газовой инфраструктуре Украины: она открыта для давно ставших необходимыми инвестиций. В будущем две главные силы: Россия и Евросоюз — либо начнут конкурировать в этой области, либо выработают какой-то стандартный алгоритм действий.