Местные выборы для некоторых политиков общенационального масштаба стали холодным душем, неприятным даже аномально теплой осенью. Голосование 31 октября стало лакмусовой бумажкой для определения политического будущего тех, кто еще вчера выглядел фаворитом избирательной гонки.
С чувством глубокого самообмана
Хотя «Наша Украина» будет представлена преимущественно в районных и областных советах западных областей, почетный председатель партии Виктор Ющенко выказал удовлетворение тем, как политическая сила выступила на местных выборах. Эта оценка вызывает оторопь. Бывшая де-факто правящей пять лет назад политическая сила без сантиментов выброшена на обочину общественно-политической жизни. В экспертной среде уже привыкли к тому, что Виктор Андреевич далек от идеала политика, но хотя бы как профессиональный банкир он должен понимать, что использование выданного осенью 2004-го на Майдане кредита доверия было, мягко говоря, нецелевым, более того - неэффективным.
«Оранжевая» партия не реанимировалась даже с приходом к ее штурвалу Валентина Наливайченко. У бывшего председателя СБУ нет чемоданов с компроматом, а его резонирующая с Ющенко позиция относительно истории и культуры нашей страны не способна вытащить «Нашу Украину» из болота, в которое она скатывалась на протяжении нескольких лет. Олег Тягныбок, простите, убедительнее выпускника разведшколы КГБ Валентина Наливайченко. Ставшее хроническим безденежье и отсутствие внятной политики, неспособность громко заявить о себе дают основания прогнозировать неутешительные перспективы «нашеукраинцев».
«Единый центр» регионального уровня
Как известно, «Единый центр» ассоциируют с Виктором Балогой, отцом-основателем этой политической силы. И хотя партия пополнилась новыми узнаваемыми лицами, перешла к коллегиальной модели управления и грозилась продемонстрировать качественно новый формат политической деятельности, успешным ее выступление на нынешних выборах можно назвать только в Закарпатье. Там «единоцентристы» имеют реальные шансы на формирование большинства и избрание собственного руководства областного совета. Однако для этого Виктору Балоге пришлось договориться с местной «Батькивщиной», хотя до последнего времени он деятельность Юлии Тимошенко умеренно критиковал.
Грамотно выстроенная и не лишенная ресурсов партия «Единый центр» пыталась претендовать на роль третьей силы, но безуспешно. То ли против Балоги и его соратников сыграло нежелание конкурировать с другими партиями в остроте критики власти, то ли «ЕЦ» не сумел убедить своими красивыми «голографическими» бигбордами переборчивых избирателей в искренности своих намерений построить «качественную страну». У партии остается передовой отряд в виде немногочисленно-сплоченной депутатской группы в Верховной Раде, да и навыки Балоги как «серого кардинала» не стоит сбрасывать со счетов. С другой стороны, у Виктора Ивановича не получилось эффективно управлять ни Виктором Ющенко, ни разветвленной партийной структурой. В итоге партии теперь придется бороться за парламентскую прописку без массового представительства в местных органах власти.
«Сильная Украина» сберегла силы?
Неудачником местных выборов называют и «Сильную Украину». Хотя ее лидер Сергей Тигипко уверяет, что партия будет представлена в 20 областных советах, она нигде не будет иметь решающего большинства, остается надеяться хотя бы на блокирующий пакет. Хотя куда более вероятный сценарий – вхождение «сильных украинцев» в формируемое Партией регионов большинство. Партия оказалась размазана тонким слоем по стране, что может помочь в ходе ближайшей парламентской кампании.
«Сильная Украина» фактически повторила судьбу своего лидера – порой излишне правильного, лишенного изъянов, позволяющих опровергнуть искусственность образа. Харизмы Тигипко оказалось недостаточно, чтобы показать высокий результат за пределами Днепропетровской области. Хрестоматийно правильная рекламная кампания не зацепила избирателей за живое, и низкая явка на участки для голосования завершила неприглядную картину.
Эксперты упрекают Тигипко в том, что он остался в роли младшего партнера власти, не сумел дистанцироваться от нее. После отмены политической реформы можно констатировать, что шансов вести свою игру, оставаясь вице-премьером в правительстве Азарова, у него больше не осталось. Сергей Леонидович стал козлом отпущения в части разработки и продвижения Налогового кодекса, озлобляющего политически активных представителей малого и среднего бизнеса – электоральный фундамент «Сильной Украины». Зато результаты переговоров с МВФ, где не последнюю роль играет Тигипко, монопольно комментирует сам премьер. Но Тигипко может обижаться только на себя: он слишком опытный политик, чтобы не понимать последствий вовлеченности в «региональный» проект.
Пике из президиума
Провально выступила на местных выборах Народная партия, ведомая третьим человеком в иерархии власти в стране – Владимиром Литвином. Ее невысокий результат может сыграть роль капли, переполняющей чашу. Впрочем, с большинства хлебных должностей «регионалы» соратников Литвина давно и бесцеремонно выкинули.
Спикер изрядно позабавил наблюдателей, заявив, что для партии это был дебют на выборах, и она заняла 3-4 место в масштабах страны. Интересно – в конце прошлого года Владимир Михайлович утирал скупые мужские слезы материнским рушныком на каком-то партийном междусобойчике или на съезде Народной партии, выдвинувшей его кандидатом в президенты? Что 2,35% в первом туре президентской гонки, что партийные 1,8% в последнее воскресенье октября на местных выборах – одинаково неприемлемы для председателя Верховной Рады.
Литвин стал жертвой собственной гибкости: до президентской кампании он входил в коалицию, ориентировавшуюся на Юлию Тимошенко, после поражения последней в президентской гонке легко сменил старших политических партнеров на Партию регионов. Эти кульбиты, вероятно, и получили оценку избирателей на местных выборах. Сегодня спикерское кресло для Владимира Литвина – не последний бастион, а спасательный круг, позволяющий держаться на поверхности бурного политического океана. Народная партия не блещет ни новыми лицами, ни масштабными инициативами, порой кажется, что ее деятельность направлена исключительно на сохранение должностей за родственниками спикера и его партнерами по футбольным уикендам.
Показательно, что предполагавший невозможность отмены политической реформы Литвин решение Конституционного Суда принял максимально бесстрастно. «Регионалы» его утешили, сохранив в регламенте Верховной Рады норму о необходимости участия в процедуре избрания/увольнения парламентского председателя двух третей депутатского корпуса. Но эффект от этой уступки предсказуемо ничтожен: после скандальной ратификации Харьковских соглашений, которой Литвин руководил, укрывшись за зонтиками охраны, и спикерского обещания ввести в парламент силовиков для наведения порядка, Владимир Михайлович перестал быть самостоятельным политическим игроком. Парламент в последнее время превратился в машину для голосования, которой управляет «регулировщик» Чечетов из Партии регионов. Эта ситуация тем более странна, что во времена своего первого спикерства Литвин не боялся оппонировать Виктору Медведчуку в борьбе за самостоятельность законодательного органа и «съел» нескольких координаторов тогдашнего парламентского большинства. Не приходится сомневаться, что спикер Верховной Рады попытается добиться пролонгации ее полномочий до 2012 года. Такой сценарий вполне устраивает Банковую, где пытаются сделать Виктора Януковича равноудаленным от политической борьбы и обеспечить ему полноту влияния на депутатский корпус.
Осень – весна?
Выборы в местные органы власти дали немало пищи для размышления тем, кто не долетел до высоко поставленной планки. Если железная поступь Партии регионов на местах была, в принципе, ожидаемой, то откровенно слабое выступление многих партий, претендующих на роль третьей силы, негативно влияет не столько на их перспективы, сколько на политический климат в стране. Украинское общество не получило представления о реальной альтернативе власти – новой и яркой, способной мобилизовать избирателей. На исправление ситуации у невластных партий осталось немного времени, независимо от того, пройдут парламентские выборы весной 2011-го или осенью 2012-го.