Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Единственное, что остается Ющенко - это все же решить: приходить в суд, или нет. И сказать заранее, какой вариант для него более простой, тяжело. Если бывший президент сохранит статус-кво и ограничится уже направленным письмом, это окончательно отстранит его и его соратников от главных политических процессов в стране. В случае же, если он окажется один на один с Юлией Тимошенко, без политической крови не обойдется.

Виктор Ющенко - один из немногих политиков бывшего оранжевого лагеря, кто своим молчанием поддержал арест Юлии Тимошенко. Пока бывший президент находился с семьей в отпуске, его политической имидж борца с политическими репрессиями вяло старалась спасти его партия.

В понедельник, 15 августа, рейсом Нью-Йорк – Киев Виктор Ющенко возвращается в Украину. Бывшему президенту едва ли удастся отсидеться в стороне от главного судебного процесса страны.

На днях в Печерском суде города Киева должен состояться очень символический акт: главные оппоненты Виктора Януковича на выборах 2005 и 2010 года будут соревноваться в искусстве политического уничтожения друг друга грязным бельем из прошлого.

Спасение президента Ющенко

В «газовом деле» Юлии Тимошенко есть два ключевых свидетеля. Один из них - технический - Олег Дубина, бывший глава НАК «Нафтогаза Украины», который дал детальные свидетельства по поводу превышения Юлией Тимошенко власти и злоупотребления служебными положением. Другим важным свидетелем - политическим - и является Виктор Ющенко.

Дело в том, что немногие обычные граждане понимают тонкости законодательства относительно полномочий премьер-министра или истории газовых взаимоотношений между Россией и Украиной. Впрочем, большинство из тех, кто смотрит телевизор и читает газеты, способны понять намеки бывшего президента о том, что глава правительства нарушила его указы и поехала в Москву к Владимиру Путину, чтобы решить личные проблемы.

Но так ситуация выглядела лишь короткое время в начале судебного процесса, месяц назад. Показания свидетелей и многочисленные воспоминания Виктора Ющенко в контексте газовых переговоров уже создали определенную ауру причастности бывшего президента к газовому кризису 2009 года. На этом фоне арестованная Юлия Тимошенко, которая должна задавать ему вопросы о RosUkrEnergo в окружении конвоя, в любом случае будет иметь психологическое преимущество.

Первыми политическую угрозу от свидетельств Виктора Ющенко против экс-премьера ощутили его однопартийцы. Свои опасения соратники бывшего президента оформили в виде оппозиционного заявления против политических преследований. В прошлый понедельник президиум политсовета «Нашей Украины» принял решение обратиться к Виктору Ющенко с просьбой «не легитимизировать своим участием политическую расправу». Кроме того, по информации «Украинской правды», президиум принял решение, согласно  которому ни один член «Нашей Украины» не должен свидетельствовать в суде по делу Юлии Тимошенко.

А уже через четыре дня источники «Украинской правды» сообщили, что Виктор Ющенко официально отказался приходить в суд. По информации редакции, в прошлую пятницу в канцелярию Печерского суда поступило письмо за подписью Ющенко, в котором он, с одной стороны, полностью подтверждает свои свидетельства во время досудебного следствия, а с другой - отказывается прибыть для допросов в суде. По непроверенной информации, на факсе, который получили в канцелярии суда, стоит не подпись Виктора Ющенко, а факсимиле, которое было проставлено в партийном офисе «Нашей Украины».

Следует отметить, что такая процедура - неявка в суд и письменное сообщение о подтверждении прежде предоставленных свидетельств - не предусмотрена никакой статьей Уголовно-процессуального кодекса Украины. Более того, согласно  ст. 70 УПК, лицо, вызванное органом дознания, следователям, прокурором или судом как свидетель, обязано появиться в указанные место и время и дать правдивые свидетельства об известных ему обстоятельствах в деле. В случае, если свидетель без уважительных причин не появится, «суд имеет право применить привод органами внутренних дел».

Итак, выбор метода влияния на Виктора Ющенко - за судьей Родионом Киреевым. Единственное, чего не может сделать судья, - вообще отказаться от устных показаний и перекрестного допроса бывшего президента.

Тем временем, в распоряжении «Украинской правды» оказался полный протокол допроса Виктора Ющенко во время досудебного следствия. О том, с каким уважением следственная группа относилась к свидетелю, можно судить хотя бы по тому, что экс-президента подвергали допросу не в кабинете следователя в Главном следственном управлении, а в его же кабинете в помещении «Института Президента Виктора Ющенко» на Спасской, 37.

Текст допроса дает возможность уже заранее предвидеть, с чем столкнется бывший глава государства на допросе и какие сюрпризы он готовит оппоненту.

Виктор Ющенко забыл о RosUkrEnergo

Уже сейчас очевидно, что взаимоотношения Виктора Ющенко с владельцами и менеджментом компании RosUkrEnergo будут одной из ключевых тем этого судебного процесса. И по опыту прошлых допросов, в случае появления Виктора Ющенко в зале суда, можно стопроцентно прогнозировать, что бывшему президенту придется отвечать не на один откровенный вопрос по этому поводу.

Между тем, анализ допроса Виктора Ющенко, который оказался в распоряжении «Украинской правды», указывает на то, что во время досудебного следствия следователи сделали все, чтобы лишить бывшего главу государства таких неудобств.

Например, вот как описывает бывший президент ситуацию накануне кризиса 2008-2009 года.

По словам свидетеля, по состоянию на конец декабря 2008 года между НАК «Нафтогаз» и Газпромом была предварительно согласована цена на газ в размере 250 долларов США за тысячу кубометров и стоимость транзита 1,8 долларов США за транспортировку тысячи кубометров газа на один километр. Об этих договоренностях Виктору Ющенко доложил глава НАК «Нафтогаза Украины» Олег Дубина. Но по результатам этого доклада были проведены консультации со специалистами, вследствие которых господину Дубине было указано продолжить переговоры с целью достижения более удобных условий.

Дальше Виктор Ющенко рассказывает, что 30 декабря Олег Дубина доложил ему о достигнутой договоренности, цена газа - 235 долларов США, ставка платы за транзит - 1,8 долларов США. По словам бывшего президента, «это последние были договоренности, которые в определенной мере отвечали рыночным условиям».

Со стороны следователя было бы логично спросить, почему в случае достижения договоренностей стороны не подписали соглашение. Не объясняет этого и сам свидетель, и уже в следующем абзаце переходит к событиям следующего года.

Напомним, что бывший глава НАК «Нафтогаза Украины» Олег Дубина в своих свидетельствах утверждает, что контракты не были подписаны в связи с тем, что Виктор Ющенко отозвал его с переговоров в Москве. Больее того, во время допросов уже в зале суда господин Дубина рассказал, что во время переговоров руководитель Газпрома Алексей Миллер прямо говорил ему следующее: «Ты сейчас говоришь о 235. А у меня есть письмо RosUkrEnergo о том, что они готовы купить весь объем по 285. Со слов Ющенко».

Но главный вопрос в другом: почему следователи, которые подвергали допросу Виктора Ющенко и Олега Дубину, не провели между ними очной ставки? Ведь согласно  имеющимся у «Украинской правды» данным, во время допроса Виктора Ющенко следственная группа уже имела свидетельство Олега Дубины: бывший глава НАКУ допрашивался 11 февраля, а экс-президент - 26 апреля 2011 года.

Впрочем, очевидно, что вопрос, который не задали следователи, в зале суда вспомнит Юлия Тимошенко.

Виктор Ющенко забыл отозвать Олега Дубину

Ключевые события уголовного дела против Юлии Тимошенко происходили на протяжении недели до подписания газовых контрактов 19 января 2009 года.

Виктор Ющенко уверяет, что у него не было никакой информации относительно директив, которыми Юлия Тимошенко принудила главу НАК «Нафтогаза Украины» Олега Дубину подписать газовые соглашения с Газпромом. «Указанную директиву я увидел лишь через несколько дней. Кроме этого, Тимошенко Ю.В. даже на официальные запросы не предоставляла ни сами контракты от 19.01.09, ни приложения к этим контрактам, что сделало невозможным проведение их анализа, а сам разговор между Тимошенко Ю.В. и Путиным В.В. 17.01.09 и ныне остается загадкой», утверждает бывший президент.

По его словам, за несколько дней до этого он выступил с инициативой проведения международной конференции по газовым вопросам, чтобы заручиться поддержкой Европейского союза в переговорах с Россией при установлении цены на газ для Украины. (При этом Виктор Ющенко снова не объясняет, почему была необходимость проводить новые переговоры для установления ценовых параметров соглашений, если 30 декабря были достигнуты рыночные, на его взгляд, договоренности).

Но уже 16 января, по словам экс-президента, Юлии Тимошенко позвонил по телефону Владимир Путин и пригласил в Москву для переговоров «с глазу на глаз» по поводу урегулирования газовых вопросов.

«Об этом Тимошенко Ю.В. не поставила меня в известность, и единолично, без согласования с профильными министерствами, начала решать газовые вопросы, что привело к фатальным договоренностям, на основании которых и были заключены газовые контракты от 19.01.09», - говорит Ющенко в своих свидетельствах.

По его словам, о результатах переговоров с Владимиром Путиным экс-премьер доложила ему накануне подписания газовых соглашений. Но при этом ни разу не назвала ценовые параметры будущих соглашений, уверив лишь, что «цена будет удобной».

Вместе с тем двое других свидетелей этого разговора - заместители председателя секретариата президента - Александр Шлапак и Богдан Соколовский в своих свидетельствах рассказали прямо противоположное. По имеющейся у «Украинской правды» информации, Соколовский и Шлапак утверждают, что Тимошенко - наоборот - довольно детально рассказала и о базовой цене 450 долларов США, и о 20% скидке, и о ставке платы за транзит.

Более того, согласно  их свидетельствам, Тимошенко даже согласилась предоставить проекты газовых соглашений. «А после этого Тимошенко Ю.В. заявила, что у нее есть информация для президента Украины, которую она хотела бы ему предоставить», - упоминают Шлапак и Соколовский. Что именно говорила Юлия Тимошенко бывшему президенту - неизвестно. Следователи не спросили об этом ни Юлию Тимошенко, ни Виктора Ющенко.

Очевидно, для Виктора Ющенко удобна версия о том, что он был против таких контрактов и узнал о них из СМИ, когда они уже были подписаны.

Но возникает вопрос: даже если признать, что Ющенко был против таких условий, а Тимошенко к нему не прислушалась, почему же он тогда не отозвал главу НАК «Нафтогаз Украины»? При том, что Виктор Ющенко неоднократно уверял следователей, что у Украины было достаточно газа, чтобы выдержать еще как минимум три месяца.

Виктор Ющенко напомнит об Іtera

По информации «Украинской правды», одним из инструментов защиты Ющенко на суде во время допроса может стать упоминание отношений Тимошенко с компанией Іtera. Напомним, компания Іtera была одним из партнеров ЕЭСУ и выполняла роль посредника в газовых отношениях между Украиной и Туркменистаном в 2002-2004 годах.

О возможном упоминании Іtera Виктором Ющенко говорит и его протокол допроса. Во вступительной части своих свидетельств бывший президент напоминает следователям о взаимоотношениях между Іtera и Юлией Тимошенко и даже утверждает, что экс-премьер старалась заменить RosUkrEnergo на Іtera.

Детали того, как Юлия Тимошенко хотела восстановить Іtera на газовом рынке Украины, «Украинской правде» еще в ноябре 2007 года рассказывал бывший глава НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко. По его словам, Тимошенко было устранена с газового рынка страны прямыми указаниями Ющенко именно после того, как экс-председатель правительства старалась прописать роль Іtera в газовых соглашениях с Туркменией.

Можно с уверенностью предугадать, что во время заседания суда Виктор Ющенко припомнит детали событий тех дней.

Единственное, что остается Ющенко - это все же решить: приходить в суд, или нет. И сказать заранее, какой вариант для него более простой, тяжело. Если бывший президент сохранит статус-кво и ограничится уже направленным письмом, это окончательно отстранит его и его соратников от главных политических процессов в стране. В случае же, если он окажется один на один с Юлией Тимошенко, без политической крови не обойдется. Ведь со стопроцентной уверенностью можно предвидеть, что к встрече один с другим Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко будут готовиться лучше, чем судья, прокуроры и адвокаты вместе взятые.

Они припомнят друг другу все.

Перевод: Антон Ефремов