Киев – Бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в четверг вызывающе и демонстративно заявила киевскому суду, который судит ее за злоупотребления во время работы на государственной службе, что она – жертва «суда Линча», который поставил Украину в унизительное положение.
Тимошенко, выступая под конец судебного заседания, на котором прокурор призвал приговорить ее к семи годам тюрьмы, заявила: «Вы должны были уже вынести оправдательный приговор и прекратить это унижение Украины. Но шоу продолжается».
Встав и выступая очень театрально, живо и резко, после нескольких недель, в течение которых ей не давали высказываться в связи с проявляемым неуважением к суду, лидер оппозиции обратилась к своим сторонникам в зале суда, сказав: «Происходит классический суд Линча - собралась группа людей, перед которыми стоит одно незаконное задание - расправиться с человеком».
50-летняя Тимошенко обвиняется в злоупотреблении полномочиями во время работы на посту премьера, когда она подписала газовый контракт с Россией в январе 2009 года, который, как заявляет нынешнее руководство Украины во главе с президентом Виктором Януковичем, взвалил на плечи Украины непомерное бремя слишком высокой цены на газ.
Она это отрицает, и говорит, что является жертвой вендетты, кровной мести со стороны Януковича, который лишь слегка обошел ее на президентских выборах в феврале 2010 года.
Соединенные Штаты и Европейский Союз заявили, что суд, который начался в конце июня, является политически мотивированным. Они призвали Януковича найти способ завершить дело против нее.
Руководство во главе с Януковичем заявляет, что ее действия заключались в оказании давления на государственную энергетическую компанию «Нафтогаз Украины» ради подписания соглашения с российским газовым гигантом Газпромом в 2009 году, которое поставило под угрозу национальные интересы страны.
Говоря об этих переговорах с русскими, она сказала в четверг: «Я действовала законно, эффективно, в корректной форме… Если бы обстоятельства сегодня были такими же, я бы действовала так же».
Находясь в хорошей боевой форме, несмотря на пребывание под стражей с 5 августа, она сказала: «Нам не в чем оправдываться, и нет против чего защищаться».
Общественное мнение разделилось
Суд поляризовал общественное мнение в бывшей советской республике и стал причиной уличных демонстраций против Януковича.
50-летняя Тимошенко, стильно одевающаяся и носящая свою знаменитую фирменную прическу с косой в крестьянском стиле, возглавила десятки тысяч участников массовых выступлений во времена «Оранжевой революции» 2004-2005 годов, которая в конечном счете поставила крест на первой попытке Януковича пробиться в президенты.
Хотя и являясь сильным оратором, она может быть грубой, жесткой и резкой, и рассматривается как сеющая распри и разногласия фигура даже многими представителями оппозиции.
Тем не менее многие комментаторы отмечают, что суд превратился в пиар-катастрофу для Януковича, вызвав шквал критики со стороны Запада и способствовав воскрешению Тимошенко как политической силы.
Евросоюз, с которым Украина надеется подписать соглашение об ассоциированном членстве и создать зону свободной торговли, предупредил Януковича, что эти договоренности окажутся под угрозой, если Тимошенко посадят в тюрьму.
Сам Янукович предстанет перед представителями Евросоюза в пятницу на саммите «восточного партнерства» в соседней Польше.
Сотни сторонников Тимошенко, под наблюдением разместившихся неподалеку спецназовцев, разбили лагерь возле здания суда и провели там все лето в знак солидарности с ней.
Накануне возобновления работы суда в прошлый вторник премьер-министр Николай Азаров заявил, что Россия наконец согласилась пересмотреть газовые контракты 2009 года, которые являются основой судебного преследования Тимошенко.
Газпром говорит, что переговоры еще продолжаются
Евросоюз отмечает, что руководство Украины во главе с Януковичем позитивно отреагировало на предложение переквалифицировать дело против Тимошенко таким образом, чтобы это позволило ей выйти на свободу.
Но в его администрации есть сторонники жесткого курса, которые хотят видеть конец Тимошенко как политической силы, и пока нет признаков появления законопроекта о «декриминализации» обвинений против Тимошенко.