Хорошо иметь репутацию страны, идущей навстречу преследуемым, репутацию страны, предоставляющей убежище тем, кому дома грозит опасность. Это может повлиять и на такие вещи, как рейтинг того или иного государства. Но в конкретных случаях принимать решения все равно сложно.
Юлия Тимошенко, бывший премьер Украины, была осуждена в политизированном процессе. Это бесспорно. Но относится ли ее муж Александр к тем, кому дома грозит опасность? Точного ответа никто не знает. Тем не менее, чешское государство, представленное Министерством внутренних дел, решило предоставить ему убежище.
Вопрос можно задать и так: относится ли Александр Тимошенко к той группе людей, в которую, например, входят братья Манн, которым Чехословакия предоставила гражданство в 30-е годы? «Мое глубокое уважение принадлежит Чехословацкой республике, - написал потом Генрих Манн. – Это государство, которое не потеряло ничего из своего морального величия. В судьбоносные годы, когда гитлеровская Германия набирала силы, Чехословакия открыла нам свои объятия».
Читайте еще: Экс-сокамерник Ходорковского просит убежища в Британии
Тогда условием предоставления чехословацкого гражданства было признание человека каким-либо населенным пунктом своим жителем, что означало право на проживание и в случае необходимости право на обеспечение и помощь. За Генриха Манна выступил город Скутеч, а за его брата Томаса – город Просеч. Нашелся бы в сегодняшней Чехии город, который выступил бы за Александра Тимошенко? Видимо, это мог бы сделать Усти-над-Лабем, где Тимошенко уже 12 лет является совладельцем фирмы International Industrial Projects.
Но одно принципиальное различие здесь есть. Если братьев-писателей знали, было хорошо известно, кто они и что им угрожает, фирму International Industrial Projects, как написал портал iDNES, нельзя найти даже в интернете. Нет никаких причин недооценивать непорядки на Украине Януковича. Но следует ли из них автоматически причина для предоставления убежища Тимошенко?