Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сбежавший из Киева министр: Украина приближается к Белоруссии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже год, как Богдан Данилишин получил политическое убежище в Чехии. В правительстве экс-премьера Юлии Тимошенко, сегодня находящейся под стражей, он был министром экономики. Сегодня Данилишин резко критикует свою родину. «Я боюсь, чтобы Украина раньше или позже не оказалась там, где теперь находится Белоруссия. Наша нынешняя власть уже направляется к этому», - сказал он в интервью Aktuálně.cz.

Прага – Уже год, как Богдан Данилишин получил политическое убежище в Чехии. В правительстве экс-премьера Юлии Тимошенко, сегодня находящейся под стражей, он был министром экономики.
 
Весной прошлого года, когда Данилишин давал Aktuálně.cz первое интервью, этот бывший политик с академической базой производил гораздо более осторожного и тихого человека. Тогда только что случилась острая дипломатическая перестрелка, в ходе которой Киев обвинил чешских дипломатов в шпионаже и выслал их.

Недружественный обмен дипломатами тогда произошел вскоре после того, как чешские власти предоставили убежище Данилишину, которого на Украине обвиняют в превышении полномочий министра, и всего через день после того, как он основал в Чехии свою организацию «Украинская европейская перспектива» (УЕП).

Читайте также: Эстония предоставила политическое убежище российскому блогеру

Сегодня Данилишин резко критикует свою родину. «Я боюсь, чтобы Украина раньше или позже не оказалась там, где теперь находится Белоруссия. Наша нынешняя власть уже направляется к этому», - сказал он в интервью Aktuálně.cz.

Центр украинской эмиграции

Именно с белорусскими диссидентами Данилишин сотрудничает в Праге. Во время интервью в офисе его организации в центре Праги вдруг появился и оппозиционный белорусский политик Алеш Михалевич, который также получил в Чехии убежище.

Ряды постсоветских эмигрантов недавно расширил и супруг бывшей начальницы Данилишина – бизнесмен Александр Тимошенко.

«Да, наш главный штаб находится в Чехии, в Праге. Так сложилось исторически. Если взять 20-е и 30-е годы, послевоенная послереволюционная эмиграция пришла в Прагу. Многие писатели, деятели искусства, общественные деятели здесь основали целые художественные школы, здесь был основан первый свободный украинский университет, первая экономическая академия», - говорит Данилишин.

Aktuálně.cz: Чем сегодня занимается организация «Украинская европейская перспектива»?

Богдан Данилишин: УЕП – независимая гражданская организация, основанная на принципах свобод и прав человека. Нынешняя ситуация на Украине развивается так, что эти ценности не соблюдаются. Поэтому помимо другой деятельности мы пытаемся постоянно вести мониторинг таких случаев. Это фактически и лоббирование интересов Украины – разговоры о зоне свободной торговли, вступлении Украины в различные европейские программы. Нам неважно отношение нынешней власти к той или иной системе. Мы хотим, что Украина не осталась вне европейской структуры.

- Но Ваша позиция неофициальная…

- Я думаю, что превентивная неофициальная дипломатия сегодня имеет большее влияние, чем дипломатия на официальном уровне. На мой взгляд, Украина еще не решила, чего она, собственно, хочет. Если бы она это знала, она не металась бы из стороны в сторону: одну неделю по направлению к России, на следующую – по направлению к Европе. Главное – всем все пообещать и не сделать ничего. Власть приходит и уходит, но основная ориентация Украины, по-моему, на Европу, должна быть стабильной.

- А как на Вас реагируют политики в других странах ЕС? Вы встречаетесь с европейскими политиками?

- Реакции адекватны ситуации на Украине. Когда я был министром экономики, я встречался с ними. Связь с ними у меня есть и сегодня. Нынешняя украинская власть может говорить о демократии, что хочет, но, если не будет реальных шагов, это просто слова. В прошлом году Европейский парламент принял два обращения, указывавших на нарушение демократических принципов на Украине. Эти обращения обнародовали главы и Европейского парламента - Ежи Бузек, и Европейской комиссии - Жозе Баррозу.
Я боюсь, чтобы Украина раньше или позже не оказалась там, где теперь находится Белоруссия. Наша нынешняя власть уже направляется к этому.

- Вы встречаетесь с чешскими политиками, например с министром иностранных дел?

- Мой статус ограничен моим нынешним положением. Мы стараемся иметь хорошие отношения со всеми чешскими политиками.

- Можно сказать, что Чешская Республика – штаб-квартира УЕП?

- Да, наш главный штаб находится в Чехии, в Праге. Так сложилось исторически. Если взять 20-е и 30-е годы, послевоенная послереволюционная эмиграция пришла в Прагу. Многие писатели, деятели искусства, общественные деятели здесь основали целые художественные школы, здесь был основан первый свободный украинский университет, первая экономическая академия. Здесь возникла украинская литературная школа. Я думаю, что все знают о хороших отношениях президента Т.Г. Масарика с президентом Украинской народной республики Михайло Грушевским. Потом была эмиграция после Второй мировой войны. И я думаю, что и Пражская весна получила какой-то отклик и на Украине.

Еще по теме: Финляндия начала давать убежище чеченцам

Для нас главное не только то, что мы в Чехии, но и то, что мы можем использовать чешский опыт процесса демократизации. Для меня большое значение имеет наследие Вацлава Гавела, в первую очередь его послание о «власти безвластных». Моя главная цель – сделать так, чтобы Пражская весна теперь развернулась и на Украине, но с еще большей силой.

- Каково отношение чешских органов к Вам? Они сотрудничают с вами, или, скорее, Вас просто «терпят»?

- Я свободно хожу по городу, свободно езжу по всей стране. Свободно встречаюсь с общественным деятелями, встречаюсь с лидерами оппозиции из разных стран. Часто принимаю их у себя.

- Я спрошу по-другому: они рады, что Вы здесь?

- Я гражданин, уважающий законы, я не нарушал закон и в своей стране, хотя меня и преследовали. Я веду образ жизни порядочного гражданина, человека, который теперь живет в Чешской Республике. По городу я хожу пешком, без охраны.



- Например, с министром иностранных дел у Вас, теплые или, скорее, прохладные отношения?

- Знаете, есть темы, по которым необходимы консультации. Поэтому надо иметь непосредственные контакты. В дипломатических кругах существуют разные способы, как это решить. Для этого есть круглые столы, семинары и многие другие способы встретиться. Мне, например, очень нравятся чешские так называемые неформальные встречи в кафе. Для нас, украинцев, сообщения  о том, что министр пришел на встречу в кафе, невероятны. Сбежалось бы полстраны. Это интересный опыт, и со временем это могло бы закрепиться и у нас на Украине.

Еще по теме: Краденый Mercedes украинского министра - вернуть нельзя оставить

- У Вас есть связь с украинской оппозицией, вы финансируете ее?

- Мы каждый день поддерживаем связь. Украинская оппозиция мною не финансируется. Здесь у меня бывают представители законодательного собрания, общественные деятели, знакомые писатели. Недавно здесь был один из самых известных украинских писателей Василий Шкляр, который отказался от государственной премии имени Шевченко из-за того, что он считает, что министр науки и образования Украины на самом деле Украину ненавидит. Так, он сказал, что премию примет только в том случае, если такие люди не будут у власти.

- Кто финансирует УЕП здесь, в Праге?

- В Чехии проживает около 150 тысяч украинцев. Они создали около 10 тысяч общественных организаций здесь и в других странах. И с ними мы сотрудничаем.

- Вас спонсирует Василий Данилив, предприниматель в области энергетики?

- Сегодня г-н Данилив уже не занимается энергетикой, потому что в этой области появились определенные проблемы. Но он один из наших учредителей. Это также и граждане США и других стран.

- У УЕП также есть какие-то экономические интересы в области энергетики?

- Это некоммерческая общественная организация.

- Но вам необходимы средства для работы УЕП. Вам помогает, например, государство?

- Нам не нужны средства. У нас есть свои цели. А если есть цель, деньги всегда найдутся. Общественная организация не может просить денег у государства. И мы их не просим. Деньги не главное. Главное - цели, которые мы определили в борьбе за Украину. Деньги нам нужны для существования. Но это не цель.

- Как Вы встретились с г-ном Тимошенко?

- Если я Вам скажу, что мы встретились на улице, Вы мне не поверите. Я знал г-на Тимошенко, еще когда работал в Киеве. И хотя говорят, что он не был политиком, он был мужем политика, не один год с ней работал,  то есть имел большое влияние. Александр, насколько я знаю, был связан с Чехией в течение более десяти лет, после 2000 года у него были связи с рядом чешских партнеров. Меня эти отношения никогда не интересовали.

- Вы помогали ему, когда он пытался получить политическое убежище?

- Если Вы считаете, что я мог ему помочь, в таком случае, я думаю, вы преувеличиваете мои возможности. Я скромный беженец, который в настоящее время находится на территории Чешской Республики. У вас очень демократические законы, в том числе и закон об убежище. Я никак не мог здесь что-то сделать. Это установленная процедура. Конечно, есть адвокаты, которые помогают готовить документы. Но решение – за Министерством внутренних дел.

Еще по теме: Украинская ГТС под прицелом Кремля, семья Тимошенко разделеена границей, Азаров призывает потерпеть

- Вы собираетесь сотрудничать с г-ном Тимошенко в УЕП?

- Конечно, да. У нас одна цель: мы хотим видеть Украину свободным демократическим государством, хотим сделать все для того, чтобы Юлия Тимошенко не была в тюрьме, чтобы Европейский суд по правам человека признал необоснованность обвинения против нее и чтобы Юлия Тимошенко могла участвовать в парламентских выборах в октябре этого года.

- Теперь это будет ваша основная цель?

- Это будет главная задача организации, которую теперь будет создавать г-н Тимошенко. Это его основная задача как человека, который борется за свою семью.

- А Ваша УЕП ему в этом будет помогать?

- Конечно, здесь УЕП с ним будет сотрудничать. Мы будем мобилизовывать все прогрессивные общественные организации, чтобы кампания за освобождение лидера украинской оппозиции была действительно мощной.

- Евгения Тимошенко, дочь, теперь хочет ездить по европейским странам. Сейчас она в Праге, или планирует визит сюда?

- Она уже была в Праге, встретилась здесь с отцом. Я знаю, что она планирует миссию в Европейский парламент 26-го января, где будет рассматриваться вопрос Украины. Она планирует встретиться с рядом политиков по поводу освобождения своей матери. Я думаю, что такие специальные встречи будут и здесь, в Чехии. С многими общественными организациями. И, насколько я знаю от г-на Тимошенко, Евгения будет почетным президентом его международной организации.

- А после этой миссии она вообще может свободно вернуться на Украину, или ей также придется просить политического убежища?

- Так вопрос не стоит: может или не может. Она свободно ездит по европейским странам, и вопрос политического убежища, как она сама сказала, для нее в настоящий момент не актуален. Будем надеяться, что процессы, которые происходят в данный момент, дадут понять нынешней власти, что Украину можно создавать для всех украинцев, а не только для одной части общества.

- Вы со своей точки зрения можете действительно исключить то, что Юлия Тимошенко в чем-то виновата?

- Недавно я здесь встретился с г-м Тополанеком, который во время энергетического кризиса в 2009 году был премьером. Тогда Юлия Тимошенко практически спасла Европу от холода. Тогда было минус 20 – минус 30 градусов. Вопрос тогда не стоял, предоставить газ или нет. Его было необходимо дать. Вопрос контрактов был политическим вопросом с политическим решением. И Юлия Тимошенко была осуждена по статье, не имеющей аналогов ни в одной европейской стране, только в кодексе Гитлера 40-х годов – злоупотребление властью и служебным положением. Если человек занимается политическими вопросами, он должен нести политическую ответственность, а не иную. Избиратели должны сказать, доверяют они ему или нет. Уголовное преследование было для того, чтобы она не могла выдвигать свою кандидатуру на выборах и чтобы таким образом ликвидировать партию.

- Так что, на Ваш взгляд, Юлия Тимошенко ни в коем случае не является виновной?

- Виновна она или нет, должен решать суд. Но он должен быть справедливым и основываться на праве. Я считаю, что этим процессом украинские власти больше навредили Украине, чем принесли ей пользу. Я думаю, что многие об этом уже жалеют.

- У Вас есть возможность общаться с Юлией Тимошенко?

- Два раза в неделю с ней могут встречаться дочь и адвокат.

- Связи с г-м Тимошенко у нее нет… 

- Нет, нет. Юлия Тимошенко в данный момент находится в колонии рядом с Киевом. Над ее постелью – камера, и над ней постоянно горит свет. Вы можете себе представить такое извращение, что за женщиной следят днем и ночью?

 - Вы думаете, она покинет камеру раньше, чем через семь лет, на которые она осуждена?

- Мы думаем и надеемся! Мы будем делать все для того, чтобы ее свобода  пришла скоро. Пражская весна начнется и на Украине.