Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Газ для Межигорья

«Семье», Фирташу и Ахметову выгодны высокие цены на российский газ

© Фото : Fotolia, Andrei MerkulovТрубопровод
Трубопровод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, интересы основных игроков во властном конгломерате, включая «Семью», чем дальше, тем больше связаны не со снижением цены российского газа, а с попытками воспользоваться ими для развития собственных прибыльных проектов. Дешевый газ может быть для них интересен только в случае возможности реализации той или иной схемы его перепродажи с учетом личного интереса.

 

Похоже, интересы основных игроков во властном конгломерате, включая «Семью», чем дальше, тем больше связаны не со снижением цены российского газа, а с попытками воспользоваться ими для развития собственных прибыльных проектов. Дешевый газ может быть для них интересен только в случае возможности реализации той или иной схемы его перепродажи с учетом личного интереса. 

 

Последнее время газовое противостояние Украины и России углубилось, российские СМИ заговорили о приближении новой газовой войны, а в ЕС выразили надежду, что это не создаст проблем для поставок голубого топлива европейским потребителям, как это было в 2009 году. После формального старта строительства «Южного потока» в декабре прошлого года в начале января Газпром принял инвестиционное решение о возведении следующих нитей «Северного потока», а 14 января был введен в эксплуатацию газопровод GAZELLE с севера на юг Чехии, соединивший немецкий газопровод OPAL (отвод «Северного потока») и газопровод MEGAL, по которому российский газ через Украину и Австрию транспортируется южной Германии и Франции.

 

Потенциально им теперь можно будет перебрасывать до 30 млрд. м3 газа в год. Ответом Украины на так называемую необходимую стратегию российского монополиста и удерживание высоких цен на газ стало подписание 24 января в Давосе соглашения между компанией Shell Exploration and Production Ukraine Investment BV и «Надра Юзовская» о распределении продукции от добычи сланцевого газа на Юзовском участке в Харьковской и Донецкой областях. Сразу после этого стало известно о выставлении Газпромом счета «Нафтогазу Украины» за невыбранный согласно договорам газ.

 

Позиция российской стороны понятна – Москва ведет игру на принуждение Януковича к капитуляции и, как минимум, сдаче ГТС, а то и согласию на вхождение в Таможенный союз. Украинские руководители, конечно же, руководствуются не стремлением к снижению энергетической зависимости от Москвы: во власти не скрывают, что наоборот согласны даже на усиление энергетической и экономической зависимости от России, лишь бы это происходило на выгодных для близких к ней бизнес-структур условиях. В то же время проблемы Газпрома нарастают, в России действует долгосрочная программа, предусматривающая ежегодное повышение внутренних цен на газ до уровня мировых. Ранее предполагалось, что это может произойти уже 2015-2016 году, однако даже если на несколько лет позже, принципиально это ничего не меняет. Тем более, что ценовое движение последнее время двустороннее. Ведь цены на газ в США уже сейчас ниже, чем внутренние в России.

 

Благодаря наращиванию импорта сжиженного газа они падают и в Европе. Продолжение так называемой сланцевой революции может привести к тому, что уровень цен на российское топливо на внутреннем рынке значительно раньше сравнится или хотя бы вплотную приблизится к ценам на европейском рынке. Поэтому даже при условии вхождения Украины в Таможенный союз или создания СП по управлению ГТС уже через два – три года любые ценовые скидки могут быть полностью нивелированы.

 

Семейный подряд

 

Похоже, интересы основных игроков во властном конгломерате, включая «Семью», все больше связаны не со снижением цены российского газа, а с попытками воспользоваться ими для развития собственных прибыльных проектов.

 

«Семья» делает ставку на внутреннюю добычу газа, об этом свидетельствуют как вышеупомянутое соглашение с Shell, так и скандал с компанией Шуфрича – Рудьковского «Нафтогазвыдобування», которая до последнего времени контролировала около трети добычи газа на Украине частными компаниями. По информации, которая попала в СМИ благодаря депутату Александру Бригинцу, около 30% акций этой компании в пользу связанных с «Семьей» структур – такой должна была быть плата за продление ее лицензии на добычу. Имея полный контроль над Министерством природных ресурсов и Минэнергетики, которые де-факто курирует Эдуард Ставицкий, «Семья» имеет широкие возможности для наращивания своей доли и в других проектах, связанных с газодобычей. Говорят, что даже в совместном проекте со всемирно известной компанией Shell есть интерес «Семьи», который может представить в виде малоизвестной компании «СК-Геосервис». Последняя уже сейчас получила 10% акций в «Надра Юзовской», но если действительно речь идет об интересе «Семьи», то десятиной дело может и не ограничиться: никто не может гарантировать, что доля «СПК-Геосервис» в любой момент не вырастет до контрольного пакета, как это уже было с долей таинственных частных инвесторов в компании «Хлебинвестбуд».

 

Не зря же СП по добыче сланцевого газа получило привилегированные условия для работы. Согласно договору между Shell и «Надра Юзовская» освобождаются от уплаты абсолютного большинства налогов и сборов в нефтегазодобыче и будут платить только налог на прибыль, НДС и вносить плату за недропользование. Независимо от изменений украинского законодательства, ставка налога на прибыль для инвесторов проекта с 2014 года составит всего 16%. Предусмотрены санкции к государству в случае несвоевременного возврата НДС. На инвесторов проекта не распространяется действие каких-либо нормативных документов украинского правительства, органов местного самоуправления, если они ограничивают права инвестора. Проверки деятельности Shell и «Надра Юзовская» может проводить один госорган не чаще одного раза в три года, их продолжительность не может превышать 10 дней. Важно, что Shell может осуществлять масштабные закупки именно у украинских поставщиков и следует ожидать, что структуры, близкие к власти, которые имеют богатый опыт сделок с госзакупками, попытаются воспользоваться возможностями, которые будут открывать миллиарды гривен инвестиций уже на первом этапе, и десятки, а возможно и сотни – в случае подтверждения и промышленной добычи сланцевого газа.

 

Стратегия олигархов

 

Кроме того, как «Семья», так и ДТЭК Рината Ахметова не скрывают интереса к добыче и переработке угля, а именно высокие цены на газ делают этот бизнес более рентабельным и даже открывают перспективы добычи газа из угля. Причем ДТЭК не только концентрирует угледобывающие активы на Украине, но и активно наращивает добычу этого топлива в Восточном (российском) Донбассе в Ростовской области. Уже в 2013 году добытые там объемы ДТЭК должны вырасти в 4,6 раза - до 1,8 млн. тонн. Наконец, миф о проблемах, которые создают высокие цены на газ металлургическим активам Ахметова также преувеличен. Если до кризиса 2008-2009 годов украинские метпредприятия потребляли 9-10 млрд. м3 газа ежегодно, то в 2011-м эти объемы сократились до 5,5 млрд. м3, а за 2012 даже не достигли 3, 9 млрд. м3. При этом, доля предприятий СКМ составляет почти половину этого объема, а запланированное (и потихоньку уже реализуемое Метинвестом) применение технологии пылеугольного топлива в итоге должно снизить потребление газа меткомбинатами олигарха вообще до 1 млрд. м3 в год. Иначе говоря, такой объем для своих предприятий олигарх вполне может добывать и в Украине. А если у конкурентов будут проблемы или топливо им придется покупать по более высоким ценам, то это только к лучшему.

 

Параллельно структуры Ахметова проявляют интерес к производству как газа на шельфе Черного моря (Vanco Prykerchenska), так и нетрадиционного газа, что может принести максимальные прибыли именно в условиях дорого импортного топлива. Так, в декабре 2012 года ДТЭК и австралийская компания Linc Energy (которая в течение 12 лет занимается подземной газификацией угля на месторождениях в Австралии) договорились о сотрудничестве и подписали меморандум о взаимопонимании и соглашение о разработке предварительного технико-экономического обоснования по производству синтез-газа путем подземной газификации угля в Украине. Гендиректор ДТЭК Максим Тимченко заявил, что ожидает начала добычи синтез-газа в 2014-м, а прогнозируемая его себестоимость должна быть ниже, чем сланцевого, и близкой к цене природного газа внутренней добычи.

 

Крупнейшим промышленным потребителем голубого топлива остается Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. Однако, претендуя на монопольные позиции на газораспределительные активы и имея возможность уже третий год подряд импортировать газ из заграницы напрямую, минуя Нафтогаз (в том числе по спотовым ценам), олигарх вполне способен не только обеспечить их газом на приемлемых условиях, но и воспользоваться ситуацией с высокими ценам российского голубого топлива для Нафтогаза для наращивания своей доли на рынке промышленных потребителей. В частности, именно структуры Дмитрия Фирташа могут стать ключевым игроком в различных схемах по закупке газа на рынке ЕС. СМИ уже сообщали о том, что в декабре прошлого года в Швейцарии была зарегистрирована новая компания под названием Ostchem Gas Trading AG, главой которой стал исполнительный директор Rosukrenergo AG, также принадлежащей олигарху. Через неделю после этого близкий к группе Фирташа председатель правления Нафтогаза Евгений Бакулин заявил, что промышленникам следует покупать газ у альтернативных трейдеров, так дешевле. На госмонополию, по словам Бакулина, есть смысл сбросить поставки топлива населению и предприятиям ЖКХ и то до определенного времени. Между тем бюджетные учреждения, оказывается, уже готовы платить за газ не только $ 550-600, как полагалось бы за российский газ с учетом НДС и транспортировки, но и по $ 750-1100, которые нечасто можно найти где-либо в мире.

 

Дмитрий Фирташ, в свою очередь, отметил, что «все компании, которые благодаря либерализации уже работают на украинском рынке газа, должны приложить усилия, чтобы обеспечить украинскую промышленность газом по конкурентным ценам», а Федерация работодателей Украины, которую он возглавляет, должна принять активное участие в поисках новых источников газа. Уже в 2013 году Ostchem Gas Trading хочет импортировать более 8 млрд. м3 газа, из которых около четверти намерен продать не связанным с Фирташем промышленным потребителям. А в ближайшей перспективе олигарх готов наращивать поставки в Украину, по крайней мере, в 1,5 раза. В конце концов, кроме импорта голубого топлива из «альтернативных источников», Фирташ также может принять участие в приватизации газодобывающих активов в Украине, ведь давно проявляет интерес к той же Укргаздобыче, которая сейчас входит в состав Нафтогаза.

 

Как видим, высокие цены на российский газ вполне выгодны для основных групп влияния в украинском властном конгломерате. А бремя чрезмерно высоких тарифов на голубое топливо остается удобным аргументом для лоббирования различных льгот для контролируемых олигархами предприятий, завышения себестоимости их продукции, а значит и применения различных схем оптимизации налогообложения. Поэтому их настоящий интерес заключается не столько в снижении цен на голубое топливо из России, как в отказе от импорта его лишних объемов, предусмотренных соглашениями 2009 года и последующими дополнениями. Личный интерес, очевидно, является одной из ключевых причин той принципиальности и последовательности в противостоянии с Россией в газовых вопросах. Дешевый газ может быть для них интересен только в случае возможности реализации той или иной схемы его перепродажи с учетом личного интереса.