Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Все беды Украины связаны с ее отказом от ядерного оружия

© РИА Новости Геннадий Дубовой / Перейти в фотобанкОполченец Донецкой народной республики (ДНР) устанавливает флаг ДНР на здании мэрии города Комсомольское Донецкой области
Ополченец Донецкой народной республики (ДНР) устанавливает флаг ДНР на здании мэрии города Комсомольское Донецкой области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неважно, будет ли эффективным то соглашение, к которому пришли воюющие стороны на Украине. Будем честны: страну уже расчленили. А ведь она когда-то была третьей в мире ядерной державой. Можно ли представить, чтобы кто-то решился растаскивать по частям страну, обладающую внушительным ядерным арсеналом? Конечно нет. Отсюда вывод: Киев зря расстался с боеголовками.

5 сентября 2014 года правительство Украины и представители ДНР и ЛНР подписали соглашение, согласно которому огонь должен быть прекращен с 18:00 по киевскому времени. Это соглашение включило в себя такие аспекты, как наблюдение за его выполнением, а также, начиная с 6 сентября, обмен военнопленными. Представители юго-восточной части Украины заявили, что этот договор с Киевом вовсе не означает, что они прекратят свою борьбу с действующим политическим режимом. Принимая во внимание это заявление, президент страны Петр Порошенко в интервью BBC отметил, что не уверен, как долго продержится перемирие.

В конце августа обстановка на Украине изменилась: правительственные войска потерпели в Донецке неудачу. Порошенко попросил военной поддержки у Запада и в то же время попытался пойти на переговоры с Россией. Всего за десять дней до этого у украинской армии было преимущество над войсками ополченцев, однако в этот раз они проиграли и понесли огромные потери.

Ситуация изменилась по вполне очевидным причинам: хоть Москва и заявляла, что на Украине с ее стороны воюют лишь «добровольцы», Россия фактически вмешалась в эту гражданскую войну. Вполне естественно, что украинской армии нечего противопоставить русской, если та принимает участие в боевых действиях. Порошенко признал, что только путем переговоров можно спасти людей из лап России.

В той битве приняла участие большая часть воинских соединений украинской армии. После ожесточенных боев три бригады были полностью разбиты, еще две потеряли почти весь личный состав, девять бригад попали в окружение, причем большинство из них попали в кольцо именно на тех территориях, которые до этого захватил восьмой армейский корпус Украины. Из этих девяти бригад многие уже понесли потери. Из 21 бригады украинской армии более-менее целыми остались лишь три мотопехотные и три артиллерийские бригады, а также одна бригада Нацгвардии.

3 сентября украинские военные отправили большое количество 152-мм самоходных гаубиц (стоящих на вооружении в украинских артиллерийских бригадах) для поддержания северо-западной линии фронта в Славянске, однако без танкового сопровождения. Тут, как говорится, потянешь за полу — вылезают локти, сразу становится понятно, в насколько бедственном положении находится украинская армия. Дошло до того, что МВД Украины в срочном порядке организовало массовое рекрутирование добровольцев. Однако последние недостаточно хорошо обучены, и их сложно использовать в качестве основной боевой силы.

После всех этих событий боеспособность украинских военных оказалась почти на нуле, им едва удается держать оборону: остается лишь ждать последнего решающего удара. Однако у ополченцев недостаточно сил, чтобы закрепить успех, их основные силы брошены на то, чтобы удержать окружение вокруг восьмого армейского корпуса. Видно, что есть и нехватка бойцов. Видимо, количество российских «добровольцев» тоже было невелико. В то же время НАТО не смогла больше спокойно смотреть на то, как четвертуют Украину. Организация ввела новые меры против России, а также заявила, что готова и к еще более жесткому ответу. Возможно, это и послужило основным поводом к тому, чтобы Киев и юго-восток, который находится под крылом Москвы, все же пошли на соглашение.

4 и 5 сентября 28 стран НАТО провели саммит, который называют самым важным со времен окончания холодной войны. 5 числа было объявлено, что все страны-члены Альянса пришли к соглашению в ближайшие дни сформировать силы быстрого реагирования, размером от трех до пяти тысяч человек, для противостояния угрозе со стороны России. Этот отряд включает в себя военно-морской флот, сухопутные войска и войска специального назначения. Стороны создали командный центр, выделили под проект ресурсы. Главный штаб расположится в Польше. В странах Восточной Европы, где есть возможность потенциальной угрозы, будут находиться склады оружия и боеприпасов. И если поступит приказ, то в течение 2-5 дней можно будет отправить все эти силы в любую точку земного шара.

Альянс НАТО решил создать этот отряд быстрого реагирования, чтобы гарантировать своим членам, Польше, Литве, Латвии и Эстонии, защиту от угрозы со стороны России. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что если кто-то умышленно атакует одну из стран-участниц военного союза, то ему придется столкнуться со всей мощью Альянса. Сейчас НАТО сомневается в эффективности прекращения огня на Украине. Под нажимом со стороны США и Англии Альянс решил, что, если юго-восток Украины не сможет сдержать своих обещаний, тогда придется ужесточить санкции против России.

Здесь возникает другой вопрос: как поддерживать эти силы в финансовом плане? НАТО постановила, что каждая страна-участница должна ежегодно тратить 2% от своего ВВП на поддержку обороны. Согласно данным за 2013 год, только США, Англия, Эстония и Греция соответствуют этому требованию, остальные страны в среднем потратили 1,6%. А страны Восточной Европы — менее 1%.

Великобритания проявляет наибольшую активность

Как же, в конце концов, принять реальные меры для сдерживания России в Восточной Европе? Здесь мнения стран-участниц НАТО расходятся. Великобритания ведет себя наиболее активно и твердо придерживается идеи создания отряда быстрого реагирования. Премьер-министр страны Дэвид Кэмерон заявил, что Великобритания отправит туда тысячу своих солдат, он также призвал другие страны-участницы увеличить инвестиции в оборону, выделять 2% от ВВП на военные расходы, из которых не меньше одной пятой нужно тратить на вооружение.

Согласно имеющимся данным, этим специальным подразделением будет руководить Великобритания, также в нем будут представлены бойцы Дании, Норвегии, Нидерландов и стран Прибалтики. Если над Европой действительно нависла угроза со стороны России, тогда в самом опасном положении находятся страны, которые являются ее непосредственными соседями. Но самой активной кажется позиция Англии, которая расположена дальше всех от России. Выглядит странно, не так ли? В действительности это объясняется тем, что когда-то Великобритания, США и Россия дали обещание гарантировать безопасность Украины, если она откажется от имеющегося у нее на тот момент ядерного оружия.

Неважно, будет ли эффективным то соглашение, к которому пришли воюющие стороны на Украине, Киев все равно надолго потеряет право контролировать восток страны, это и так очевидно. Эта территория вслед за Крымом стремится уйти из-под крыла киевской власти. Так что, если быть до конца честными, Украину уже давно расчленили.

Вспомним историю отказа Украины от ядерного оружия. Украина — совершенно обычная страна, почему же ее территориальная целостность постоянно оказывается под угрозой? Помимо различных геополитических факторов и беспорядков внутри страны, основная причина здесь в том, что Киев отказался от ядерного оружия. Когда-то Украина была третьей в мире ядерной державой: ее ядерный арсенал был довольно велик и уступал лишь США и России.

Прочитав эту статью, вы можете задуматься, можно ли представить, чтобы третью в мире по объему ядерного арсенала страну кто-то вот так бы растаскивал по частям? Такое в голове не укладывается. Несложно сделать вывод, что нынешние беды страны связаны именно с ее отказом от ядерного оружия.

После распада Советского Союза советское ядерное оружие осталось на территориях бывших союзных республик, на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Больше всего боеголовок оказалось на Украине. Также на ее территории находились 130 шахт для запуска межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н и 46 шахт для запуска РТ-23 УТТХ «Молодец», 25 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 и 19 ТУ-160. Общее количество боеголовок превышало 1300 штук.

Под давлением России и западных стран, Киев решил отказаться от ядерного оружия. До июля 1996 года он должен был передать весь свой ядерный арсенал России. Там он был переработан в ядерное топливо, пригодное для использования в АЭС, которое потом было возвращено на Украину. Киев уничтожил все имеющиеся шахты для запуска ракет. В апреле 2001 года из шахтных установок были вывезены межконтинентальные баллистические ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец», через полгода эти шахты тоже были уничтожены.

Тогда западные страны и Россия приветствовали отказ Украины от ядерного оружия и постоянно восхищались этим решением. Однако после того, как Киев сделал это выбор, он быстро понял, что отказ от военного величия — серьезный просчет. Когда Россия пришла, чтобы отнять у Киева часть территорий и растоптала украинский суверенитет, все западные гарантии безопасности оказались бесполезными — или запоздалыми.

Автору данных строк остается только изумиться, насколько глубоким оказался план, в рамках которого Москва убедила Киев расстаться с ядерным оружием. Украина — ближайший сосед России, на ее территории есть и русское население, чьи чаяния и интересы очень близки Москве. Допустим, на Украине случился кровавый конфликт между украинцами и русскими: Россия не смогла бы сидеть сложа руки. При этом если бы Украина когда-то не отказалась от ядерного оружия, Москва не посмела бы переходить черту. Однако Киев лишился статуса ядерной державы, и Россия смогла действовать безо всяких опасений.

Когда-то Пекин спокойно отнесся к тому, что Пхеньян занимается разработками ядерного оружия. Если держать в голове опыт Украины, это была большая ошибка со стороны Китая.

Автор — младший научный сотрудник Центра международной безопасности и сотрудничества Стэнфордского университета.