Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Вашингтон Пост": Индия и Россия договариваются о создании стратегического союза

"Вашингтон Пост": Индия и Россия теперь стратегические партнеры

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подписав декларацию о стратегическом партнерстве, Индия и Россия выводят двусторонние отношения на новый качественный уровень.

Памела Констебл, Вашингтон Пост, 4 октября 2000 г.

Нью-Дели, 3 окт. - Правительства России и Индии договорились об установлении стратегического партнерства в целях укрепления связей между двумя бывшими союзниками времен "холодной войны" и противодействия тому, что они называют угрозами региональной стабильности со стороны терроризма и исламского экстремизма.

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи подчеркнули, что они не стремятся возродить союз времен "холодной войны".

Однако, они собираются создать противовес близким отношениям с Соединенными Штатами, которые Индия установила в последние несколько месяцев. Индийский и российский лидеры заявили в совместной декларации о желании "созидать многополюсную структуру мира", то есть такое мироустройство, которое исключает единоличное господство Соединенных Штатов.

"Наши переговоры подтвердили совпадение долгосрочных национальных и геополитических интересов между Индией и Россией", сообщил Путин журналистам. Сидевший с ним рядом Ваджпаи заявил, что Индия хочет, чтобы Россия стала "сильным и уверенным в себе государством", которое внесет вклад в строительство "многополюсного миропорядка".

В ходе визита Путина уже подписан целый ряд двусторонних соглашений и состоялись переговоры об оружейной сделке, в рамках которой, как ожидается, Россия продаст Индии большое число танков и истребителей, а также передаст подержанный авианосец водоизмещением 40000 тонн.

Впрочем, самой неотложной и болезненной темой обсуждений стала проблема радикального исламского режима в Афганистане. Индийские и российские должностные лица утверждают, что правящее в Афганистане движение Талибан потворствует терроризму и повстанческим движениям исламских сепаратистов в индийском штате Кашмир и в Чечне.

Наше мнение об опасности, исходящей из Афганистана, совпадает с мнением наших индийских партнеров, сказал Путин. "Мы считаем, что в этот регион переместился центр международного терроризма и намерены координировать усилия всех ведомств ┘ для борьбы с международным террором".

Путин и Ваджпаи договорились создать "совместную рабочую группу" по Афганистану; другие должностные лица дали понять, что она может быть расширена за счет включения в ее состав пяти среднеазиатских республик бывшего СССР. Россия рассматривает свое влияние в этих государствах как важный фактор собственной национальной безопасности и уже обвинила талибов в том, что они обучали боевиков, которые не так давно вторглись в Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан. Благодаря своим недавним победам над силами Ахмад Шах Масуда Талибан установил более жесткий контроль на территориями, лежащими возле границ названных стран; российские официальные лица уже охарактеризовали это событие как угрозу региону.

По сообщениям информационных агентств, переданным из столицы Афганистана Кабула, министр иностранных дел движения Талибан Вакил Ахмад Муттавакил отверг сегодня российские обвинения, заявив журналистам, что "неправильно винить Афганистан за внутренние проблемы среднеазиатских государств".

Новое российско-индийское партнерство уже подверглось испытанию, когда Россия на прошлой неделе попыталась привлечь к сотрудничеству Пакистан, являющийся ядерной державой и соперником Индии в регионе, а также близким союзником талибов. Путин отправил в Исламабад своего представителя, который по сообщениям должен был убедить пакистанских должностных лиц использовать свой авторитет в целях обуздания терроризма, получающего помощь со стороны Афганистана. Этот шаг обеспокоил и раздосадовал индийских должностных лиц, которые предпочли бы, чтобы Россия изолировала Пакистан, а не сотрудничала с ним. Пакистанский военный режим открыто поддерживает исламских сепаратистов, воюющих против индийских сил безопасности в Кашмире, гористом пограничном районе, на который предъявляют права как Индия так и Пакистан.

"Нас заверили, что с Пакистаном не будет никаких отношений, которые пошли бы во вред Индии", заявил после встречи между Путиным и Ваджпаи советник Ваджпаи по национальной безопасности Браджеш Мишра. "Если Россия хочет привлечь Пакистан к сотрудничеству по проблеме Афганистана, очень хорошо. Это их суверенное решение."

Новый подъем в отношениях с Россией уравновешивает сближение Индии с Соединенными Штатами, произошедшее в результате пятидневного визита президента Клинтона в Индию в марте и государственного визита Ваджпаи в Америку в прошлом месяце.

Вашингтон и Нью-Дели договорились о значительном расширении связей в области бизнеса и технологий. Они также решили забыть о своих крайне натянутых отношениях времен "холодной войны", когда Индия и Советский Союз были близкими союзниками и часто оказывали друг другу поддержку, выступая против Соединенных Штатов по международным проблемам.

Впрочем, Вашингтон ввел против Индии санкции после того как в 1998 г. она провела испытания ядерного оружия, а Индия не поддалась давлению Соединенных Штатов, призывавших ее подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Россия, напротив, продает Индии большое количество оружия и технологии производства электроэнергии на атомных электростанциях. Путин должен посетить на этой неделе крупнейший атомный исследовательский центр Индии.

Россия и Индия утверждают, что их новая дружба представляет собой не возврат к временам "холодной войны", а программу действий на будущее, основанную на "новых мировых реалиях" и на таких общих интересах как торговля и региональная стабильность.

"Ни одна из сторон не хочет возврата в старые времена", сказал Путин в интервью журналу Индиа Тудей на этой неделе. "Наше сотрудничество с Индией не направлено против третьих стран. В наших интересах иметь сильную, высокоразвитую и независимую Индию, которая была бы крупным игроком на международной сцене. Мы рассматриваем это в качестве одного из уравновешивающих факторов в мире."