В бассейне Каспийского моря таятся месторождения нефти и газа, которые считаются крупнейшими в мире. Освоена лишь их незначительная часть, однако если добыча этих энергоресурсов будет возрастать, страны, находящиеся здесь, приобретут такую же политическую и экономическую значимость, что и государства Персидского залива сегодня. Каспийское море станет вторым основным источником ископаемого топлива.
Экономическому подъему препятствует, однако, одна проблема. До сих пор нет надежно политически и экономически гарантированной возможности доставлять нефть на международные рынки. Отсутствует прямой доступ к мировым океанам, все существующие трубопроводы контролируются Москвой, которая взимает за транзит большие пошлины. Каждый из проектов строительства трубопроводов, появлявшихся до сих пор, таит в себе свои риски, каждый наталкивается на различные интересы. И каждый предполагает, что трубопровод должен проходить по территории нескольких стран.
Драка за доступ к рынку
Границу по Каспийскому морю имеют Азербайджан, Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран. Для нефти и газа есть два конечных пункта: турецкое Средиземноморье и Аравийское море, на которое выходит граница Пакистана. Путь через Иран закрыт, по меньшей мере, для США, у которых здесь наиболее обширные интересы. Иран и США враждуют многие годы, даже если последние два года появлялись признаки осторожного сближения.
Нефтяные компании и государства уже несколько лет ведут борьбу за различные маршруты. Влияние России в бывших советских республиках значительно уменьшилось, а США - увеличилось. В связи с наличием своих собственных полезных ископаемых такие государства, как Туркменистан или Азербайджан, сами превратились в политический фактор.
Антироссийские альянсы
Существует северо-западный маршрут: Азербайджан - Грузия/Армения - Турция. Россия постоянно торпедировала этот проект. Москва опасается потерять свое влияние на развитие рынка энергоносителей в регионе.
Турция, напротив, очень заинтересована в маршруте через Южный Кавказ. В этом случае она становилась бы важнейшей транзитной страной, в том числе и в плане транспортировки нефти в направлении Европы, и могла бы потеснить российские интересы. У Азербайджана свои интересы. Он хочет быть независимым не только от России, но и от Турции и обращается к США.
Грузия, у которой вряд ли есть свои собственные полезные ископаемые, надеется за счет транзитных сборов за трубопровод как-то бороться с отчаянной нищетой. Кроме того, Тбилиси тоже был бы рад освободиться от зависимости от Москвы и пытается сотрудничать с Азербайджаном. Вместе с Украиной и Молдавией он думает о создании кавказского альянса, направленного на минимизацию российского влияния в регионе.
Планы Америки
И существует проект юго-восточного нефтяного маршрута: Туркменистан - Афганистан - Пакистан. Главными инвесторами этого проекта являются компания "Delta-Oil" из Саудовской Аравии и американский концерн "Unocal". Осуществление проекта сорвалось по причине нестабильной ситуации в транзитной стране Афганистане. Начиная с 1978 года, там идет война.
США длительное время считали режим "Талибан" гарантом стабильности и оказывали ему большую помощь, поскольку, с одной стороны, талибы выступают против российского влияния, а, с другой, они взяли под контроль другие исламские группировки или заставили их представителей эмигрировать.
Третьим маршрутом могла бы стать нитка, проходящая через Афганистан к Аравийскому морю, которая позволяла бы предприятиям США осваивать богатые месторождения Казахстана. Как утверждается, американская нефтяная компания "Chevron" уже зарезервировала месторождения, подписав протокол о намерениях.
Требуется новый господин
Первоначально в администрации США были планы дипломатического признания режима "Талибан" после его победы. Однако террористические акты, совершенные 11 сентября, перечеркнули эти планы окончательно.
Как считают в Фонде Фридриха Эберта, уже до 11 сентября "внешнее вмешательство в дела Афганистана нельзя было больше рассматривать вне связи с войной за газопровод, идущий из Туркменистана через страну, охваченную гражданской войной, в Пакистан".