76 % русских, согласно опросу, сожалеют о распаде СССР и 77% считают, что союз можно было сохранить.
Уже десять лет прошло со времени распада Советского союза, но его отсутствие изо дня в день приносит сильную боль большинству россиян. Однако время лечит, а с недавним возвращением России на международную арену в составе антитеррористической коалиции, ностальгия немного сникла.
Согласно опросу, проведенному Институтом изучения общественного мнения в этом месяце, сегодня 76% русских (против 79% в марте) сожалеют о распаде СССР, официально утвержденном 8 декабря 1991 г, на встрече российского, белорусского и украинского президентов, Бориса Ельцина, Станислава Шушкевича и Леонида Кравчука в Беловежской пуще. По меньшей мере, 77% считают, что целостность союза можно было сохранить. Однако, 68 % опрошенных остаются реалистами, признают, что восстановление СССР вряд ли возможно.
Вариации. Отношение русских к СССР за последнее десятилетие многократно изменялось. В момент распада империи, треть население поддерживала Ельцина, который был тогда очень популярен, с ним связывались надежды на перемены. Переход к рыночной экономике, плохо управляемый, дорого обошелся для населения страны. Вкупе с ослаблением позиций России на международной арене, это лишило Ельцина поддержки. И ностальгия получила широкое распространение, став компенсацией отсутствия политических изменений. "Кульминация чувства сожаления приходится на 1999 год", -говорит глава аналитического отдела Института изучения общественного мнения Григорий Кертман. "85% опрошенных говорили тогда, что скорбят о распаде СССР. Таковы были последствия экономического кризиса 1998 г. С тех пор, этот процент постоянно снижается. Часть населения, которая не жалеет о том что СССР больше нет, остается стабильной, тогда как растет процент тех, кто не может определиться".
Молодежь, по мнению социолога, уже свободна от этого образа мыслей. "Люди старшего поколения сожалеет о спокойной и стабильной жизни в государстве, которое заботилось о них. Молодым людям это чувство незнакомо, поэтому и отношение у них иное. Подобным образом, люди зрелого возраста с грустью вспоминают о том времени, когда они обладали свободой передвижения во всем советском пространстве", подчеркивает социолог. "Я сам раздражаюсь, когда мне говорят, что я должен оформлять визу для того, чтобы отдохнуть в Крыму. Новое поколение считает, что это нормально". Третье составляющее ностальгии связано с положением страны на международной арене. По опросу, проведенному в марте, люди тогда подчеркивали унижение своего гражданского достоинства в связи с исчезновением империи, говорили о "национальном поражении". Типичным ответом было "нас боялись, но уважали", или " весь мир боялся СССР, сегодня мы всех боимся".
Сближение. "Ностальгия питается страхом внешней агрессии", - объясняет Григорий Кертман. "НАТО приближается к границам России. В этом контексте СНГ (Содружество Независимых Государств, в состав которого входят бывшие республики кроме стран Балтии прим. ред.) воспринимали как нечто вроде "меховой шубы", в которой спокойно и тепло. Сегодня у России больше друзей, особенно после 11 сентября. Смятение на Кавказе, продолжающийся политический кризис на Украине и угроза фундаментализма из Центральной Азии заставляет Россию искать партнеров вне СНГ".
Российско-американское сближение после 11 сентября - как бальзам на русские раны. Ноябрьский опрос указывает на новый прилив оптимизма. 51% считает, что положение России в мире улучшилось, тот же процент говорит, что отношение к России со стороны мира стало более благосклонным. Впечатление, что они живут во враждебном мире, создавшееся у 73% россиян после натовских бомбардировок в Косово, которое заставляло их говорить о присутствии внешнего врага, это впечатление значительно ослабело. Сегодня только 44% опрошенных считают, что у страны есть внешние враги, способные объявить войну, 35 % считают, что таких врагов нет. Оптимистическая картина, однако тускнеет, когда вспоминают, что экономически Россия остается отсталой. "Чем больше будет консолидация экономики, - говорит Григорий Кертман, - " и чем больше Россия будет утверждаться на международной арене, тем меньше останется ностальгия по прошлому".