Приближенные Владимира Путина из Санкт-Петербурга расставляют свои фишки на игровом поле Москвы. Но это еще не все, дело в том, что сегодня петербуржцы могут внезапно оказаться во главе любого дела, приносящего России деньги или власть. С появлением Путина в Кремле многие из его земляков из города на Неве приглашаются в столицу, чтобы занять ключевые посты в правительстве или государственных компаниях. Этот исход, ставший еще более ощутимым в последние месяцы, не проходит без последствий для двух главных городов страны.
В столице России (количество жителей - 10 миллионов) спасшаяся элита эпохи Бориса Ельцина встречает в штыки петербуржцев (питерцев), высаживающихся здесь с явным намерением проверять и замещать. В Санкт-Петербурге (количество жителей - почти 5 миллионов) реакция на отъезд тех, кто знал Путина в разные периоды его жизни, кажется более сложной. Переезд политиков и чиновников - это манна небесная для тех, кто остается, поскольку они не только избавляются таким образом от основных конкурентов, но и вдобавок приобретают важные связи в центральных структурах власти, считает социолог Роман Могилевский, возглавляющий представительство службы "Гэллапа" в России.
Последние приобретения Путина представляют собой третью волну процесса, начавшегося в начале девяностых годов с приездом в Москву блестящих профессионалов, среди которых был и один из отцов приватизации Анатолий Чубайс. К последнему выпуску принадлежат председатель Верхней палаты парламента Сергей Миронов, глава новой службы финансового шпионажа Виктор Зубков, Алексей Миллер и менеджеры его команды, стоящие во главе российской газовой монополии "Газпром".
Вы поехали бы в Москву, если бы об этом Вас попросил президент? Такой вопрос застает врасплох Елену Хиндикайнен, начальника отдела развития объектов размещения и услуг КВС, который некогда возглавлял Путин. Хиндикайнен, учившаяся вместе с президентом на юридическом факультете, не стала бы думать дважды, если бывший начальник сделал бы ей сейчас подобное предложение. "Работа в Москве подразумевает большее соперничество", - говорит эта элегантная женщина, занимающаяся поиском инвестиций в городскую казну.
В то время как Санкт-Петербург готовится отметить свой трехсотлетний юбилей, Путин занимается подготовкой различных встреч международного ранга в своем родном городе. В том, что касается устранения следов советской власти, Санкт-Петербург отстает от Москвы на несколько световых лет. Как только турист делает несколько шагов в сторону от отреставрированных фасадов Невского проспекта - главной артерии города - он попадает на плохо освещенные боковые улицы, где мусор валяется прямо на тротуарах, стены домов облупились, а внутренние дворы воскрешают в памяти произведения Федора Михайловича Достоевского, но совсем не пригодны для тех, чьи окна смотрят на них. Скользкий лед на подступах к Эрмитажу - это памятник бездеятельности, поставленный первым российским музеем. Город, являющийся центром военной промышленности, страдает от жилищных, транспортных проблем, проблем с отопительной системой и не может найти модель развития, гарантирующую экономическое процветание. При таком положении вещей, местная администрация тешит себя мыслью забрать у Москвы некоторые функции, следствием чего станут и соответствующие дотации.
Приток туристов гарантирован, но испытывается нехватка отелей и соответствующих служб, кроме того, очень сложно найти инвесторов даже для празднования трехсотлетнего юбилея города, которое пройдет в 2003 году. Санкт-Петербург, входящий в список регионов-доноров России, потерял от 10% до 20% своих ресурсов, в связи с новым распределением финансов между центром и регионами. Лоббисты государственных фондов думают больше о своем кармане, чем о родном городе, на это указывает доклад финансовой инспекции, в котором отмечается неправомерное использование субсидий, выделенных на реставрационные работы в историческом центре и развитие проекта строительства скоростной железной дороги и других объектов, связанных с празднованием трехсотлетнего юбилея города. Руководители строительства высокоскоростной железной дороги способствовали образованию огромной дыры в бюджете и должны 64 миллиона долларов (более 70 миллионов евро) федеральному правительству, выступившему вместе с Великобританией гарантом кредита в 200 миллионов долларов. Этот печальный опыт не отвратил правительство от того, чтобы вновь с легкостью выступить гарантом следующего международного кредита в 215 миллионов долларов на строительство дока.
Могилевский отмечает, что "более 60% горожан считают, что институты власти в Санкт-Петербурге коррумпированы, но при этом проводят различия между Владимиром Яковлевым и администрацией". Именно это и объясняет тот факт, что Яковлев занимает второе место в рейтинге популярности после Путина. Представитель президента в этом регионе - Виктор Черкесов - бывший коллега Путина по работе в органах безопасности, не так популярен. Черкесов и губернатор соперничают друг с другом, но соблюдают внешнюю благопристойность. Что же касается Сергея Пугачева, который фигурирует в Москве в числе самых влиятельных лиц страны, то он до недавнего времени был совершенно незнаком общественному мнению Санкт-Петербурга. Пугачев принадлежит к скрытой элите, члены которой, по словам Могилевского, всплывают на поверхность, лишь, если хотят стать известными или остаются не у дел, когда их опережают соперники. Банкир решил выйти из тени, для чего была проделана операция по его назначению на пост представителя экзотической сибирской республики Тува в Верхней палате парламента. Возглавляемый им "Межпромбанк" ("Международный Промышленный Банк") был замешан в финансовом скандале при реконструкции Кремля. Сегодня петербуржцы могут появиться в России в любом месте, и аналитики ожидают, что в скором времени они окажутся и в алмазодобывающей компании "АЛРОСА" в отдаленной республике Саха-Якутия.