Москва, 30 октября 2002 года. Не далее как 3 года назад Россия стояла в очереди за питанием, ведя с Соединенными Штатами переговоры о крайне необходимой ей после второго подряд неурожая поставке 5 млн. т продовольствия. Сегодня, совершив внезапный поворот кругом, Россия собирает рекордные урожаи и предоставляет таким признанным экспортерам зерна, как Европейский Союз (ЕС), Австралия, Соединенные Штаты и Канада, все удовольствия за их деньги.
Россия готова побить все рекорды времен царизма, когда почти столетие назад Русь-матушка была мировой житницей. "Сейчас, когда другие страны сократили свой экспорт зерна (из-за засухи), у нас появилась возможность занять новую нишу на рынке, - говорит Юрий Огнев, генеральный директор корпорации "Росхлебопродукт", прежде государственной компании по торговле зерном, которую в прошлом году купил металлический магнат Владимир Потанин.
Благодаря хорошей погоде и инвестициям таких новых магнатов агробизнеса, как Потанин, Россия может повторить или даже превзойти прошлогодний рекордный урожай зерновых, составивший 85 млн. т. По оценке московского агентства по изучению положения дел в сельском хозяйстве "SovEcon", в 2002/2003 сельскохозяйственном году, начинающемся 1 июля, экспорт зерна вырастет почти на 50%, до 10 млн. т. Тем самым, возможно, будет побит установленный Россией в 1913 году рекорд, равный 8 млн. т, а доходы от продажи зерна вырастут до 850 млн. долл. США.
Российское зерно поставляется преимущественно в Италию, Грецию, Испанию и Северную Африку. Поскольку затраты на рабочую силу и производственные расходы в России составляют менее половины соответствующих цифр в Канаде, Россия имеет все шансы отвоевать на рынке доли поставщиков из Австралии, Канады и стран ЕС, которые пострадали от засухи и наводнений. Российская пшеничная мука удовлетворяет стандартам ЕС. При цене от 85 до 95 долл. США за тонну, она на 50 долл. дешевле американской пшеничной муки такого же качества и на 20 долл. дешевле пшеничной муки из стран ЕС. Россия надеется, что низкие цены позволят ей занять прочные позиции на новых рынках.
Такая перспектива тревожит ЕС. Брюссель изучает вопрос о новых импортных квотах, которые бы обезопасили ЕС от конкуренции со стороны российского и украинского зерна. Но подобный шаг повысил бы вероятность торговой войны с Россией. Он также мог бы накалить атмосферу и без того уже неспокойных переговоров о скорейшем вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).
"Европейские страны, призывающие других быть либеральными и открытыми, сами поступают как раз наоборот, когда затрагиваются их собственные интересы", - говорит российский министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Россия как ответную меру рассматривает возможное введение квот на импорт европейских мясопродуктов, добавил он.
Если во времена царизма Россия поставляла на мировые рынки треть всего зерна, то проданные Россией заграницу в прошлом году 4,2 млн. т пшеницы существенно отстают от тех 26 млн. т, которые экспортировали Соединенные Штаты. Положение дел не изменится, пока Россия не построит новые морские зерновые терминалы и не усовершенствует систему железнодорожных перевозок, чтобы снизить себестоимость транспортировки излишков своего зерна.
И вот тут вступают в дело финансовые мускулы новых российских магнатов агробизнеса. Главный порт России на Черном море, Новороссийск, перегружен, а маршруты транспортировки товаров через порты Прибалтики также начинают задыхаться от грузопотоков. И поэтому Игорь Потапенко, основатель сельскохозяйственного холдинга "Разгуляй-Укррос" со штаб-квартирой в Москве, ведет переговоры с Европейским банком реконструкции и развития относительно его возможного участия в своем стоящем 14 млн. долл. США проекте постройки к следующему году зернового терминала на Азовском море. "Потенциал России как мирового игрока на зерновом рынке огромен", - говорит г-н Потапенко. "Росхлебопродукт" планирует израсходовать до 100 млн. долл. США на новый глубоководный терминал в Новороссийске, а также на терминалы на Азовском и Балтийском морях.
Это все неплохо. Но как долго Россия сможет удержаться на рынке после целого десятилетия пренебрежения к фермерскому сектору экономики? Большинство новых владельцев агробизнеса начинают закачивать миллионы долларов в сельхозтехнику и удобрения. Но действительно крупных капиталовложений не будет до тех пор, пока правительство не начнет осуществлять новую программу страхования фермерского хозяйства. А тем временем Россия будет по-прежнему использовать свои преимущества дешевой рабочей силы и наличия избытка земель. По европейским стандартам, российские сельскохозяйственные земли в настоящее время десятикратно недополучают удобрений. Если фермеры всего лишь увеличат подкормку земли, урожай резко возрастет. Цари были бы этим горды.