Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Литовского политика посадят за взгляды?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в

Яростные споры вокруг свободы слова разгорелись в Литве – местному политику грозит тюремный срок за его взгляды на убийство, произошедшее в столице страны 20 лет назад.

По официальной версии, в результате перестрелки с советскими войсками погибли 14 человек.

Однако лидер оппозиционной партии утверждает, что преступление было организовано литовцами, и теперь ему грозит судебное разбирательство.

В январе 1991 года 14 протестантов погибли в результате столкновения с советскими войсками. После инцидента призыв демонстрантов  о создании независимого государства Литва был поддержан международным сообществом.

Альгирдас Палецкис – член городского совета Вильнюса. Он говорит, что советские военнослужащие здесь не при чем.

АЛЬГИРДАС ПАЛЕЦКИС, лидер Социалистического народного фронта Литвы: Я основываю свое мнение на свидетельствах очевидцев и на книге, которую написал бывший глава комитета по национальной безопасности. Он написал, что вот с этой башни по толпе стреляли представители литовских властей. Другие свидетели, которые проживали в этом районе, указывают еще на эти дома. В людей стреляли с этих крыш.

Новые взгляды на исторические события – не редкость. Некоторые из них основываются на недавно обнаруженных свидетельствах, а другие – исключительно на теориях заговора.

Удивительность истории в том, что утверждения господина Палецкиса о том, что ответственность за жертвы лежит на литовских стрелках, могут привести его в тюрьму.

АЛЬГИРДАС ПАЛЕЦКИС, лидер Социалистического народного фронта Литвы: Мне грозит два года тюремного заключения. – Штраф или до двух лет тюрьмы. Я думаю, что это абсурдно с точки зрения прав человека и свободы убеждений.

Абсурд или нет, но таково литовское законодательство.
 
ГИНТАУТАС СТАЛЬНИОНИС, региональная прокуратура: Литовский уголовный кодекс предполагает уголовную ответственность за публичное отрицание геноцида, преступлений против человечности или военных преступлений. Люди, преуменьшающие преступления или отрицающие жертвы, должны нести ответственность. Агрессия против Литвы и ее граждан подпадает под определение военного преступления.

Будучи избранным чиновником, господин Палецкис обладает иммунитетом против судебного преследования. Однако он отказался от своей привилегии и готов предстать перед судом.

Местные политики ставят под сомнение достоверность источников Палецкиса и придерживаются официальной версии событий.

ЧЕСЛОВАС ЛАУРИНАВИЧЮС, Институт истории Литвы: С одной стороны были мирные граждане, которые хотели самоопределения, а с другой стороны была военная сила. По моим оценкам, события января 1991 года были попыткой решить проблему с применением силы, которая привела к гибели невинных людей.

Однако должны ли исторические дебаты кончаться судебным разбирательством?

ЧЕСЛОВАС ЛАУРИНАВИЧЮС, Институт истории Литвы: Я не думаю, что это повод преследовать человека. Это его личное мнение. Власти перегнули палку, однако решать будет суд. Эта провокация, однако она основана на определенной логике, власти Литвы действительно предпринимали попытки спровоцировать советские власти и вынудить их приступить к решению литовского вопроса.

По словам Палецкиса, если на своей родине, в Литве, его признают виновным, он обратится в Европейский суд по правам человека. Палецкис убежден, что на аппеляцию ему придется подавать уже из тюремной камеры.

Когда речь идет о событиях января 1991 года, история может не соглашаться с мнением господина Палецкиса. Однако сами историки не уверены в том, что судебная система может решать, кто и что может говорить об обстоятельствах гибели здесь, в Вильнюсе, 14 человек.