С 2001 года Афганистан превратился в поле боя не только для войны с терроризмом, но и для войны с наркотрафиком.
Пока Запад отчаянно пытается искоренить производство наркотика в стране, Британия собирает новый урожай мака с целью покрыть дефицит производства болеутоляющих лекарств.
Многие полагают сложившуюся ситуацию контрпродуктивной.
На заливистых лугах Оксфордшира в это время года вы, вероятно, увидите созревающие пшеницу или ячмень.
Однако сухая весна и теплое лето позволили этим фермерам посадить и другие посевы – опиумный мак. Они связаны контрактами с фармацевтическими компаниями, которые изготавливают из опия морфин и кодеин, которые, в свою очередь, используются в производстве сильных болеутоляющих препаратов.
На самом деле, нехватка лекарств на основе опия наблюдается во всем мире, не только в Великобритании.
Здесь опий пригодится для доброго дела, однако в тысячах милей отсюда войска НАТО в Афганистане уничтожают маковые поля – опрыскивают, жгут и бомбят.
ЛИНДЗИ ДЖЕРМАН, Коалиция Stop the War: Главный вопрос в том, почему мы уничтожаем афганские посевы, а затем вынуждены растить поля в Оксфордшире. Американское и британское правительство использовали этот аргумент неоднократно, это один из так называемых либеральных аргументов – о том, что в Афганистане они ведут войну против наркотиков. Это полнейшее лицемерие, это неправда. Война ведется не поэтому, и нам всем стоит это признать.
Нетрудно догадаться, почему афганские фермеры выращивают опий, а затем продают его талибам. У них существует эффективная система распространения, и с гектара опия они получают в 17 раз больше прибыли, чем с гектара пшеницы. Невзирая на эту простейшую математику, фермеров по-прежнему поощряют на выращивание другого урожая.
Британский депутат Фрэнк Филд полагает, что политика потерпела неудачу, однако американцы отступать не намерены.
ФРЭНК ФИЛД, депутат: Америка решает, а мы следуем за ней. Эта дружба абсолютно нелепа – жизни британцев подвергаются опасности, и при этом это не используется в торге с американцами – с целью пересмотреть стратегию, которая - и с этим согласятся многие - провалилась, потерпела крах. Так почему бы нам не опробовать другой путь?
Фрэнк Филд и его компания маковое избавление полагают, что афганский опий должен быть легализован. Это принесет выгоду афганским фермерам, поднимет доходы, столь необходимые для перестройки правительства страны и не позволит маку попадать в руки наркокартелей. Филд считает, что военная стратегия должна быть именно такой.
ФРЭНК ФИЛД, депутат: В Афганистане мы вместо мозгов решили использовать бомбы. Надо было сделать так, чтобы обычные люди, обычные фермеры, которые воспринимают мак как источник дохода, поддерживали бы тыл наших войск, а мы бы им за это платили, а затем перевозили бы мак и производили бы из него болеутоляющие лекарства.
В Афганистане маковые поля сжигают, а в Британии хранят в секрете – никто не хочет распространяться о британской программе по выращиванию опия.
Мы обратились с просьбой об интервью как к фермерам, так и к компании, для которой они выращивают мак, - MacFarlane Smith. В компании заявили, что не позволят фермерам общаться с нами, потому что таковы условия контракта с Национальной службой здравоохранения – выращивание опия необходимо держать в секрете. Государственное ведомство также отказалось давать комментарии.
В Британии появляется все больше маковых полей, а так называемая война с наркотрафиком решительно проиграна. По данным Организации Объединенных Наций, с момента начала американской оккупации в 2001 году производство опия в Афганистане, напротив, растет.