Согласно результатам исследования, целью которого было определение коэффициента интеллектуального развития (IQ) в различных частях света, благосостояние государства тесно связано со средним уровнем IQ его населения. Изучение данных, полученных в шестидесяти странах, показало четкую взаимосвязь между интеллектуальными способностями нации и валовым внутренним продуктом государства.
По словам авторов, результаты исследований показывают, что международные организации должны предпринимать больше усилий, чтобы улучшить питание беременных женщин и подростков в развивающихся странах, с тем, чтобы помочь этим странам побороть бедность.
Ричард Линн (Richard Lynn), профессор психологии Ольстерского университета (Ирландия), и Тату Ванханен (Tatu Vanhanen), профессор политологии университета города Тампере (Финляндия), проводили свои исследования на основе репрезентативной выборки среди населений разных стран. Они обнаружили, что страны тихоокеанского региона имеют наибольшие интеллектуальные показатели: средний уровень IQ жителей Японии, Южной Кореи, Тайваня, Китая, Гонконга и Сингапура составляет примерно по 105.
Следующие наилучшие показатели имеет население Европы, Соединенных Штатов, Канады, Австралии и Новой Зеландии - средний уровень IQ равен 100. В Южной Азии, Северной Африке и большинстве стран Латинской Америки уровень IQ составил в среднем 85, а в странах Африки, располагающихся южнее пустыни Сахары и в странах Карибского бассейна - около 70.
Основываясь на международных критериях оценки экономических показателей, исследователи пришли к выводу, что разница в благосостоянии различных государств на 58 процентов может быть объяснена разными уровнями интеллекта их граждан. Каждый балл выше 70 равен примерно пятистам фунтов стерлингов ВВП на душу населения. Как говорится в докладе, люди с более высоким IQ могут приобретать более сложные навыки и производить товары и услуги, более других востребованные на международном рынке.
Также отмечается, что в странах с более высоким IQ более вероятно развитие эффективных инфраструктур (транспорт, связь и др.), а также более вероятно появление политических лидеров, способных умело руководить экономиками своих стран.
Отклонения от общей тенденции могут быть объяснены политическими или экономическими факторами: например, такие страны, как Китай, Россия, государства Восточной Европы, обладающие высоким средним уровнем IQ (около 100), но низким доходом на душу населения, зачастую имеют социалистическую историю. А в социалистических системах не существовало естественной взаимозависимости между навыками и благосостоянием государства, говорят авторы доклада.
Другие отклонения могут быть объяснены природными ресурсами: например, нефть в странах Персидского залива, алмазы в Ботсване или благоприятный для туризма климат на Бермудских островах позволяют этим странам иметь более высокий ВВП, чем другим государствам с аналогичными уровнями IQ.
Хотя считается, что умственные способности в значительной степени передаются по наследству, внешние факторы тоже имеют значение. В развитых странах IQ растет очень быстро, примерно на 25 баллов за одно поколение.
"Нет никаких сомнений, что плохое питание оказывает влияние на уровень IQ, - говорит профессор Линн. - Улучшение питания детей может повысить коэффициент их умственного развития на 5-10 или даже 15 пунктов".
"Некоторые критики могут предположить, что мы путаем причину со следствием, и что в более богатых странах IQ выше из-за более хорошего здравоохранения, образования и так далее. Однако мы так не думаем. Умственные способности - это крупнейший самостоятельный фактор, влияющий на благосостояние нации. А затем круг замыкается, и благосостояние начинает добавлять дополнительные пункты к IQ".
Психолог Оливер Джеймс (Oliver James) считает, что IQ отводится слишком большая роль в объективной оценке умственных способностей. "Авторы путают IQ с образованием. Если в стране имеется хорошая система образования, то ее экономика будет выигрывать от этого. А хорошее образование обычно и существует в богатых странах".